Пение как исцеление

В Шереметевском дворце состоялся двухдневный фестиваль «Музыки мира», ознакомивший зрителей с традиционным искусством регионов Сибири и Русского Севера - Бурятии, Тывы, Алтая, Карелии.

Фестиваль собрал на сцене под непредсказуемым петербургским небом людей, благодаря которым музыка малых народов стала частью современной культуры большой страны.

Зрители могли смотреть концерт во дворе, посетить экскурсию по музейным залам и пообщаться с артистами. Главными звездами были приехавшие издалека бурятская певица Намгар Лхасаранова, всемирно известная исполнительница горлового пения, и Болот Байрышев - сибирский кайчи-сказитель, который не только открыл для зарубежной публики уникальный жанр алтайского горлового пения - кая, но и сотрудничал со знаменитыми джазменами из Европы и Америки. Эти артисты смотрят в глубь веков, но видят отражение современности.

Хрупкая бурятка Намгар Лхасаранова обладает голосом, от которого захватывает дыхание. Порой казалось, что звуки исходят из земли, порой - что льются с неба. Она стояла перед зрителями и пела протяжные степные песни, которые с древности исполняют кочевники Южной Сибири, Бурятии и Монголии. В мелодиях слышались грусть и любовь, но не всякая любовь - только та, которая не стремится удержать, а крепнет в разлуке.

Хотелось внимательно рассматривать изумрудное платье Намгар и ее причудливый головной убор, на которых каждый вышитый узор что-то обозначает. И казалось, приехала она не случайно, а чтобы поведать нечто о жизни важное: как достичь согласия с природой, как услышать пение души, сотворить чудо и поверить, что смерти нет, а земная жизнь - песня, которая передается из поколения в поколение.

«Старейшины не всегда одобряют, когда артист публично демонстрирует древние обычаи, надевает ритуальный костюм, ударяет в бубен и танцует на сцене, как шаман вокруг священного костра. Но у искусства свои законы. Недавно я понял, что я не просто артист, но выполняю особую миссию - нести в мир традиции моих земляков, моих предков», - говорил Болот Байрышев, заслуженный артист России и Республики Алтай. Он представляет другую традицию горлового пения и называет себя кайчи, то есть сказитель. Исполнитель и слушатели входят в транс, и происходит полное погружение в музыку. Так происходит исцеление душевных и телесных недугов. И этот артист, казалось, приехал на невские берега, чтобы поведать нам о жизни нечто важное, научить нас принимать чудеса как данность. Он пел, играя на двухструнном топшууре, изготовленном из священного дерева кедра, о красотах Алтая, странствиях по тундре и духах, населяющих озера и растения, камни и деревья. Исполнял посвящение Золотому озеру и поведал, что семь тысяч озер есть на Горном Алтае... Байрышев освоил горловое пение поздно - в двадцать пять лет, никто его не учил, этому не учатся - надо слушать и самому петь, пытаясь найти нужный звук. Костюм сказителя я тоже внимательно рассмотрела. Рукава подобны крыльям, украшены тремя полосками материи: белой, синей и желтой - чистота, небо и луч солнца.

Еще один пропагандист горлового пения - народный артист Республики Тыва Альберт Кувезин, нынче возглавляет группу «Ят-Ха», созданную в Москве еще в начале 1990-х. Сам певец утверждает, что играет рок-н-ролл, но помимо электрогитар использует национальные инструменты. В мелодиях коллектива отчетливо слышны роковые ритмы, Кувезин переходит с горлового пения на рок-вокал, в общем, все это звучит достаточно необычно. В Европе группу «Ят-Ха» давно оценили и привечают разного рода наградами. Сейчас направление этнорок одно из самых популярных, соединять времена и культуры стало модным.

Коллектив Yarga sound system из Петрозаводска привез с собой так называемую лодку струн. На долбленый рыбачий ботник натянуты струны и электронные звукосниматели. Игра на лодке струн напоминала попытку приспособить к нуждам искусства уже негодную в хозяйстве вещь. Что-то похожее в свое время делали художники Тимур Новиков и Иван Сотников, соорудившие из утюга инструмент утюгон для оркестра «Поп-механика». Наш земляк Максим Анухин продемонстрировал, как звучат специально изготовленные электрогусли. На них он виртуозно исполняет фольклор разных стран и академическую классику.

Также среди местных ансамблей на фестивале выступили хорошо знакомая меломанам группа «Тролль гнет ель», представившая во дворе Шереметевского дворца свой седьмой альбом «Карельский напев», вдохновленный северной природой Карелии, и семейный фольклорный ансамбль «Белорыбица», в котором «отцы и дети» неразлучно связаны любовью к народным традициям своей родины.

Когда удмуртские «Бурановские бабушки» взяли «серебро» на конкурсе «Евровидение», даже шоу-бизнес начал присматриваться к наследию малых народов. Но это до сих пор не та музыка, которую можно услышать, включив кнопку телевизора. Радует, что сегодня по всей России проходит много этнических фестивалей. В Петербурге подобного фестиваля не было. А ведь именно здесь, в городе, где проживают представители разных народностей, он так нужен. Организаторы обещали, что фестиваль «Музыки мира» станет ежегодным. Губернатор Петербурга идею поддержал и на открытии уверил, что будет всячески содействовать продолжению.

 

Другие новости по теме «Выставки»

Октябрь 20, 2018 - 03:13

Выставочный проект «Золотой век Петергофа. От Петра I до Екатерины II», организованный Государственным музеем-заповедником «Петергоф» и Словацким Национальным музеем, – важнейшее культурное событие для России и Словакии.

 

Октябрь 19, 2018 - 03:45

В 2018 году Катару присвоен почетный статус «Страна-гость VII Санкт-Петербургского международного культурного форума», который подчеркивает атмосферу дружбы и партнерства, а также особые гуманитарные отношения между двумя государствами и содействует их развитию в рамках дальнейших партнерских культурных проектов и программ.

 

Октябрь 16, 2018 - 09:16

В новых залах петербургского «Экспофорума» прошла главная туристическая выставка Северо-Запада России INWETEX - CIS Travel Market 2018.

 

Октябрь 16, 2018 - 05:18

Государственный Эрмитаж и Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге доводят до вашего сведения, что 20-21 октября в рамках Года Японии в России и 15-го фестиваля «Японская осень в Санкт-Петербурге» в Эрмитажном театре состоится демонстрация искусства икэбана в исполнении мастера Сэнко Икэнобо, наследницы главы школы икэбана Икэнобо, и последующая однодневная выставка созданных на демонстрации работ.