Предстоящий Международный экономический форум мог бы улучшить имидж Петербурга как европейского туристического центра и вывести поток туристов на уровень, соответствующий его статусу мирового культурного центра. "ДП" решил разобраться, почему этого не произойдет.В прошлом году Петербург посетило 5,5 млн туристов, то есть на каждого горожанина пришелся примерно один гость. Для сравнения, Барселона приняла более трех гостей на каждого горожанина, Рим - шесть, а Париж и бельгийский город Брюгге - около 10. Неужели Брюгге в 10 раз красивее Петербурга? Выступая в мае перед депутатами Законодательного собрания, губернатор Георгий Полтавченко поставил задачу догнать по числу туристов Рим. Однако, если проблемы, стоящие перед отраслью, будут решаться столь же черепашьими темпами, это произойдет точно не в этой пятилетке. И даже не в этом десятилетии. "Нам по наследству достался Петербург - самый красивый город если не всей Европы, то уж точно Балтийского региона, - убежден президент общественной организации "Центр поддержки искусств" Алексей Сергиенко. - Это могло бы быть самое посещаемое место в мире".Организация, которую возглавляет Алексей Сергиенко, занимается торговлей сувенирами возле таких мест, как храм Спаса на Крови и крейсер "Аврора". Проблемы, с которыми сталкиваются мелкие торговцы, из года в год одни и те же: карманники, с которыми, как считают многие, коррумпированная полиция практически не борется, растущие как снежный ком проблемы с парковками для туристических автобусов и привычное уже безразличие властей к проблемам малого бизнеса. "Проблемы очевидны, и все о них знают. Нужно развивать водный транспорт, - перечисляет Алексей Сергиенко, - нужно делать бесплатные парковки для туристических автобусов в центре города, нужно проводить гораздо больше мероприятий для туристов, нужно легализовать тех, кто хочет развлекать туристов, наконец, нужен конкретный план развития туристической инфраструктуры". По словам Алексея Сергиенко, проблема с парковками возле Дворцовой и Конюшенной пл. уже сейчас сильно осложняет туристический бизнес. На предложения ассоциации проводить за свои деньги акции для туристов, вроде коллективной зарядки на Дворцовой пл., власти смотрят в лучшем случае с безразличием. Вместо этого десятки миллионов из бюджета тратятся на помпезные мероприятия, нужные порой разве что только самим их устроителям (истории про разовый половичок на авансцену во время городского праздника за 541 080 рублей давно стали притчей во языцех). "Если нет личной выгоды, чиновникам неинтересно, - уверен Алексей Сергиенко. - И депутаты ничего не делают, и администрация. Хорошо, что особо не мешают".Президент ассоциации, правда, видит улучшение в том, что в последние годы работники правоохранительных органов перестали вымогать у торговцев сувенирами деньги, а раньше были и попытки рейдерских захватов, а нечистые на руку служители правопорядка отбирали у мелких предпринимателей торговые точки. По мнению доцента СПбГУполитолога Ильи Быкова, проблемы туристической отрасли во многом связаны с тем, что при прежнем губернаторе Валентине Матвиенко стратегия развития города была направлена на развитие Петербурга как делового центра международного масштаба. "Расчет был на привлечение крупного бизнеса, отсюда большие инвестпроекты, связанные и с автомобильным кластером, и со строительством, например пресловутый "Газпром-сити", - говорит Быков. - Но подобные проекты входят в противоречие с историческим наследием. А туристическая привлекательность падает".Бюрократически легче работать с несколькими десятками крупных инвесторов, чем с десятками тысяч мелких предпринимателей с их кафешками, ресторанчиками, круизными экскурсиями, считает Быков: "Туризмом заниматься гораздо сложнее, чем автокластером. Легче иметь дело с несколькими крупными инвесторами - потом можно отрапортовать наверх о солидных валовых цифрах привлечения инвестиций, а вот разобраться с парковками для туристических автобусов или с летними верандами труднее. Учесть интересы всех участников этого туристического рынка очень сложно. Нужно создавать им условия, следить за порядком. В европейских странах эти вопросы решаются, потому что есть реальное местное самоуправление. У нас же есть 111 муниципальных образований, у которых фактически нет ни полномочий, ни денег. Максимум, что они могут сделать, - это детскую площадку с привлечением спонсоров".Быков скептически относится к программе реновации центра Петербурга: "Как бы не получилось в итоге таких градостроительных ошибок, как бизнес-центр на Владимирской пл., довольно грубо стилизованный под модерн, который явно выбивается из окружающей его исторической застройки". Любопытные результаты дает анализ депутатских запросов петербургского Законодательного собрания, в той или иной степени касающихся туристической индустрии. Если депутатов от партии власти интересуют, как правило, вопросы собственности и строительства, депутаты от оппозиции (в первую очередь "яблочники") часто обращаются к губернатору с запросами о проектах, которые могут повлиять на туристическую привлекательность города, такими как переезд музея ВМФ и зоопарка, внедрение грузовых перевозок в пассажирский морской порт, велопарковки и развитие маломерных судов. С инициативой облегчить перепрофилирование предприятий, в частности общепита, выступила группа депутатов-коммунистов: по мнению политолога Ильи Быкова, это связано с тем, что КПРФ сегодня пытается опереться в том числе на малый и средний бизнес. Депутат ЗС Ольга Галкина, одна из немногих из всего депутатского корпуса, имеет и образование, и большой опыт работы в туристической отрасли: до того как стать депутатом, она руководила фирмой, обслуживающей гостей Петербурга. "Сфера туризма очень многосегментная, - считает Галкина. - Это и гиды, и транспорт, и музейные комплексы, и театры, и паромы, и инфраструктура, и гостиницы, и турфирмы. Депутаты, не будучи специалистами, часто не могут разобраться в каждом из этих сегментов и принять нормальные законы, поэтому остро нужны независимые эксперты. В этой сфере много мелких, но болезненных моментов. Например, гидам-переводчикам каждый сезон требуется получение лицензий. Это очень дорого, и на каждый музейный комплекс нужно получать свою лицензию". А для того чтобы сделать город экологически привлекательным для туристов и, например, зарубежных студентов, которые могли бы приезжать сюда получать образование, нужны велосипедные дорожки. Не одна и не две, а сеть, окутывающая весь город, прежде всего центр. Ольга Галкина предложила организовать велосипедные стоянки на первых порах возле органов власти, университетов и общежитий. Но для того, чтобы сделать велодорожки, нужно уменьшить площади для автомобильных дорог, а заинтересованы ли в этом комитет по транспорту и ГИБДД? "ГИБДД заинтересована не в велодорожках, а в развитии автомобильной отрасли, - считает Быков. - Здесь и налоги, и плата за регистрацию автомобилей, вообще, автомобилисты более платежеспособны, их нарушения более весомы". "В центре нам велодорожки не обустроить, как это сделано в Амстердаме", - уверен депутат ЗС Алексей Макаров. По его мнению, дорожки можно проектировать разве что в новых районах: "Мне кажется, велодорожки во Фрунзенском районе - это нормальная работа, которая проводится "Единой Россией". А в центре города велодорожки можно сделать только после вывода транспорта". Четыре года назад тогдашний видный депутат-единоросс Виктор Евтухов предлагал Валентине Матвиенко значительно упростить процедуру регистрации летних кафе и террас. С тех пор в этой очень важной для развития туризма сфере мало что изменилось. "Процесс согласования действительно достаточно длительный, начинать его лучше осенью - чтобы избежать лишних трат и хлопот, - говорит Светлана Нестерова, глава профильной комиссии ЗС по туристической индустрии. - Но мне, как председателю профильной комиссии, не поступали жалобы на то, что этот процесс излишне хлопотный и трудоемкий". Никто не жалуется, но даже ведущие игроки рынка часто не могут получить искомое разрешение. "Уже не первый год мы устраиваем на тротуаре возле здания Гранд-отеля "Европа" летнее кафе с террасой, - говорит директор Grand Hotel Europe по связям с общественностью Ирина Хлопова. - Однако в этом году мы столкнулись с проблемами, связанными с оформлением аренды и получением разрешений. Возникла ситуация, когда на тот же участок стало претендовать некое ООО "Европа", зарегистрированное, как выяснилось, по адресу отеля. Этой организации было отказано в аренде участка, но в результате оформление пакета документов затянулось. Создается впечатление, что разместить в центре Петербурга летнюю террасу особенно трудно именно тем, кто действует строго по закону. Сама процедура получения разрешений и согласований такова, что даже при благожелательном отношении административных органов могут возникнуть непредвиденные обстоятельства". "Не могу согласиться, что это сложная процедура, - считает депутат Алексей Макаров. - Я не сталкивался с обращениями в свой адрес по поводу затруднений с организацией летних кафе, в том случае если речь идет о выносных столиках на участке, прилегающем к существующему заведению общественного питания. А вот кафе, которые появляются отдельно на пустом месте, зачастую превращаются в распивочные и становятся точками притяжения асоциальных и криминальных элементов, и, может быть, я против таких кафе". Независимый депутат ЗС Ирина Комолова видит проблему в том, что большая часть депутатского корпуса Петербурга не проявляет активности в решении накопившихся в туристической отрасли проблем. "Такое впечатление, что они смирились с нынешним положением дел, когда все решения принимаются в Cмольном, а Законодательное собрание выступает в роли департамента городской администрации по утверждению законов. Прошлый созыв городского парламента передал Смольному почти все свои полномочия, и мы заложники данной ситуации".