Петербург может обойтись без иностранных туристов

В области туризма городские власти Петербурга поддерживают всевозможные начинания и лоббируют изменения законодательства, самое знаковое из которых — разрешение на въезд в Россию без визы на 72 часа не только для пассажиров круизных судов, но и паромов.

Однако на этом благостном фоне есть и свои неизбежные тучи. И самое прискорбное - возникает ощущение, что они постепенно материализуются, превращаясь в настоящие горные хребты.

Если с противным петербургским климатом нет никакой возможности бороться в обозримом будущем, то приходится признать главной проблемой катастрофическую сезонность туризма. И отели, и музеи Петербурга в период «белых ночей» чрезвычайно перегружены. Однако уже в конце июля наступает спад, а к сентябрю можно говорить о наступлении «мертвого сезона».

Это накладывается на вторую проблему города — высокий уровень цен на потребительские товары, которые, в отличие от цен на размещение в отелях, не имеют выраженной сезонной цикличности. Петербург слишком дорог даже для иностранного туриста. В минус играет и сложность получения виз.

С другой стороны, возникает сомнение, что город особо заинтересован в иностранцах, хотя они, согласно разным данным, составляют почти половину из шести миллионов туристов, посещающих Петербург ежегодно. (Цифры эти лукавые: как считать российских туристов? Ведь трудно учесть семью, которая приехала в гости к друзьям или родственникам, например, на собственной машине. Они практически незаметны. Но при этом — они платят так же, как иностранцы).

Россия, может, и заинтересована в притоке иностранной валюты в страну. Но конкретному питерскому отельеру от этого ни холодно, ни жарко: он получает оплату в единственно возможной валюте — рублях. И кто заплатит ему за номер — россиянин, финн или украинец — не имеет значения. Более того — с россиянином возни меньше. С ним говоришь на одном языке, не нужно заниматься регистрацией, он ориентируется в местных реалиях. Не случайно поэтому есть отели, которые не хотят возиться с иностранными туристами. То есть приедут — ну хорошо, не приедут — не велика потеря.

Возрастной спектр путешественников — еще один нюанс. Турист западный от туриста местного отличается достаточно заметно. Специалисты уверяют, что до 60% приезжих иностранцев – это пенсионеры или люди старшего возраста, в то время как из российских городов в Петербург едут показать чадам Северную столицу молодые родители, а также старшеклассники и студенты. Более 40% внутренних туристов – это молодые люди, а вот пенсионеры составляют совсем небольшой процент.

Естественно, что пожилые люди требуют более комфортных условий размещения, в то время как молодежь вполне удовлетворится хостелом. При этом неизвестно еще, где процент прибыли будет выше. Пенсионеры требуют особого питания, транспорта и прочего сервиса. Однако стоит помнить, что население Европы стареет, и, с ростом благосостояния россиян, этот процесс начнется и в России. Сервис для сеньоров — это многообещающая и еще слабозаполненная в Петербурге ниша.

При этом еще далеко не развит так называемый деловой туризм, связанный с посещением выставок, конференций и проведением деловых встреч. Нельзя сказать, что его нет — считается, что деловой туризм составляет примерно 30% петербургского турпотока и, мало того, он дает более половины прибыли, но этого пока слишком мало. И если отели, которые могут принять и местного, и западного делового гостя есть, то возникает проблема с частотой проводимых мероприятий. Нужны новые идеи, поскольку деловой туризм не связан с сезонами (точнее — менее связан, чем обычный), он увеличивает заполняемость гостиничного сектора, дает побочные доходы.

Особое направление — спортивный туризм. Болельщикам не очень важна погода, особенно если соревнования проходят в крытом помещении. Матчи Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) в осенне-зимний период привлекают, например, финских туристов не только потому, что они следят за игрой своих соотечественников в КХЛ, но и просто из интереса к самому хоккею. В Петербурге можно увидеть разные команды, с различной игровой традицией — и это так же интересно для ценителя этого вида спорта.

Но было бы еще лучше, если бы не только увеличивалось количество спортивных площадок современного уровня, но и широко распространялась информация о таких событиях. На данный момент иностранному туристу очень сложно понять, что ожидается в городе в ближайшей перспективе, ресурсы на европейских языках единичны и в принципе развиты слабо.

Все это вызывает двойственные чувства в среде операторов, работающих с отправкой европейских туристов в Петербург: с одной стороны, это очень интересный город, с другой — город с наличием целого ряда проблем. Пока же такое впечатление, что все предпочитают выплывать в одиночку. Возможно, это поверхностное ощущение, но тем не менее — раз оно появляется, значит, что-то в развитии туризма в Северной столице нуждается в модернизации. Может, начать не с грандиозных проектов, а с чего-то малого, но конкретного и нужного?

Константин Ранкс

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 5, 2024 - 05:54

Эксперты компании  лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки по России в I квартале 2024, какие индустрии отправляли своих сотрудников в деловые поездки и в какие города.

 

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.