Чтобы сделать Петербург более привлекательным для конгрессов и выставок, прежде всего нужна городская программа поддержки этой индустрии. Нужно городское конгресс-бюро, которое сейчас создается при содействии комитета по туризму. Нужно объединить усилия различных комитетов администрации и профессиональных компаний в его создании. "Ленэкспо" и "Экспофорум" готовы оказывать помощь в этом процессе. Мы договорились с ICCA (Meждународной ассоциацией конгрессов и конференций) о проведении в 2013 г. в нашем городе их встречи. Это поможет нам в развитии нашего региона как площадки проведения крупных международных мероприятий. "Ленэкспо" уступает московским комплексам. Одна из причин, по которым мы объединились с "Экспофорумом", - нехватка инвестиций для создания современного конвеншн-центра, как, скажем, в Сингапуре, Кельне или Шанхае. Наши новые акционеры готовы вкладывать значительные средства в это направление. У нас появился шанс создать компанию мирового уровня. Поэтому я предложил использовать весь наш опыт и нашу структуру. Исходя из мировой практики, в каждом городе находится только один выставочный центр. Если их будет больше, будут проблемы с заполнением и рентабельностью. У нас заполнение 30-35%, поскольку мы очень зависим от экономики региона. Бизнес-климат у нас пока не так хорош, не говоря уже об инфраструктуре приема гостей: к вокзалу не подъехать, в аэропорту летом непонятно вообще что творится. У нас визовые проблемы и административные барьеры. Во Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) рассчитывают необходимую площадь выставочного центра исходя из регионального валового продукта: берешь РВП, переводишь в доллары, делишь на 2 - получается нужное количество метров. По моим расчетам, для Петербурга это 60-100 тыс. м2. В качестве иллюстрации связей нашего бизнеса с экономикой могут служить следующие данные: больше всего продается выставочных площадей в Америке (в год 25 млн м2), на втором месте Китай, на третьем - Германия. В России же ежегодно продается 3 млн м2. Нужно решать вопросы облегчения визового и таможенного режимов. Большую проблему представляет транспортная инфраструктура: недостойный нашего города аэропорт, подъезды к вокзалам, криминальная обстановка на улицах. Необходимо улучшать бизнес-климат, устранять влияние аффилированных к чиновникам фирм. У нашего города есть большой потенциал стать местом проведения больших конгрессов. Что касается новой площадки - "Экспофорума" - у него есть будущее, если будет решен вопрос транспортной оcтупности. Участники мероприятий должны иметь возможность в течение 20 минут добираться до центра.