Карта плавучих АЗС Петербурга — иллюзия, удобная для отчетов, но бесполезная для лодочников. Из десятка заправок на ней реально работают лишь две.
Остальные исчезли в водовороте бюрократии, скандалов и законов, которые защищают природу, но убивают отрасль.
Заправки-призраки
Не стоит обольщаться данными карты плавучих заправочных станций, которую предлагает владельцам катеров ресурс «Рус Яхтинг». Десяток бензозаправок, нанесенных на карту Петербурга, лишь видимость. На самом деле их осталось только две.
— Для пассажирских судов работают две заправки «Лукойла» — на Свердловской и Выборгской набережных. Есть заправки «Роснефти», но они находятся в акватории порта и обслуживают более крупные суда — скоростные, двухпалубные, — делится с «Фонтанкой» владелец компании, которая специализируется на прогулках по воде.
АЗС с Петровской косы убрали еще задолго до того, как в марте прошлого года заговорили о масштабной реконструкции местного яхт-клуба.
— Ее снесли тысячу лет назад, — грустно шутит яхтсмен, разгружающий в местной марине свою лодку.
Заправки на Серном острове петербургские лодки и небольшие катера лишились после скандала, развернувшегося в 2021 году, который игроки отрасли назвали прецедентом для важного сектора туристического рынка. Главной претензией города к «дочке» «Роснефти» (ООО «РН-Северо-Запад») стало отсутствие каких-либо разрешительных документов на постановку АЗС в Малой Неве. За оспариванием статуса нарушителя по статье «Самовольное занятие водного объекта» Административного кодекса компания обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но суд решил, что без договора о водопользовании плавучая заправка существовать не может.
Собственно, и до изгнания АЗС с Серного острова с заправками в городе было не густо — всю когорту из катеров, лодок и яхт (в 2021 году их было более 200), обслуживали 4 точки. Сейчас их стало больше в три раза: по данным Ространснадзора, сегодня в Петербурге лодок разного калибра, имеющих лицензию на перевозку пассажиров, более 600.
«Заправляем кучу канистр и везем»
Стесненная инфраструктура приучила владельцев лодок не жаловаться на тяготы и выкручиваться кто как может. Даже сейчас о ситуации с заправками они отзываются сдержанно: «Не очень хорошая, но не критичная».
— Мы стараемся приезжать заранее. Утром обычно больших очередей нет. Но как повезет, честно говоря. Бывает, что теплоход бункируется, тогда, конечно, можно часами стоять, потому что их очень долго заправляют — большой объем, — делится с «Фонтанкой» владелец шести катеров, которые катают туристов по рекам.
Другой лайфхак, который придумали лодочники, — заливать сразу большие объемы в канистры.
— Когда, например, активный день и капитан не успевает съездить заправиться, то, да, мы все бросаем, едем на машинах, заправляем кучу канистр и везем. Это экстренная ситуация, но ничего в этом, конечно, удобного и приятного нет, — говорит он.
На наземных заправках бензин в канистры лодочникам заливают охотно, здесь же их и продают. Те, кому 10 литров мало, запасаются впрок, приезжая на АЗС с доверху груженными канистрами прицепами. Такую картину корреспондент «Фонтанки» застал на одной из АЗС в Приморском районе в начале туристического сезона.
— Никаких ограничений по объему продажи нет, многие так берут, по 100 литров и больше, — рассказали на той заправке.
На вопрос о том, насколько это безопасно — катать с собой огнеопасный нефтепродукт, сотрудница пожала плечами. Впрочем, ответ на этот вопрос находится вне зоны ее компетенций.
Еще один прием, который лодочники освоили еще в 1990-е — пользоваться топливом с бензовозов. Беглым взглядом окинув сеть, «Фонтанка» с ходу нашла не менее пяти компаний, где бензин можно заказать по телефону круглые сутки. Многие настолько продвинулись, что принимают заказы на сайте или в приложении. Доставку в пределах КАД обещают в течение часа, при объеме сверх 25 литров услугу предоставляют бесплатно, платить нужно только за топливо.
— Маленькие машинки или микроавтобусы бегают, шланг длинный, наша задача только договориться, куда он может подъехать. На Петровскую косу, допустим, не пускают. Они назначают цену бензина, она может быть и выше, чем на стационарной заправке.
— Если вас устраивает, вы ничего больше не платите, — делится яхтсмен на Петровской косе и отмечает, что сам частенько пользуется услугами бензовозов.
На повышенный ценник лодочники по большей части махнули рукой. В этой схеме их волнует другое:
— Вопрос не в деньгах, а в качестве топлива, которое они возят, — оно, как правило, хуже, а это может привести к серьезным поломкам двигателя.
С точки зрения экологичности к таким манипуляциям тоже есть вопросы — случайно плеснуть бензин на землю, переливая из канистры в бензобак лодки, пара пустяков.
Но эти беды, судя по всему, не интересны никому, кроме самих лодочников:
— Вы знаете, у нас помимо заправок очень много сложностей, на которые никто не обращает внимания. Вот сейчас, например, постоянно проводятся ограничения на воде, постоянно ухудшаются условия существования. Никто на это не обращает внимания, поэтому заправка в данной ситуации — это проблема. Все уже привыкли жить плохо.
В городе, который изначально планировался как водная и морская столица, лодочники оказались никому не нужны, полагают они:
— Эту тему не то что не поддерживают, у нас как будто бы ей, напротив, стараются всевозможные палки в колеса вставлять.
Закон против логики
Как говорят игроки отрасли, удобных АЗС для них нет не из-за отсутствия спроса, а из-за сложностей их легального оформления.
Ситуацию обсуждали в апреле на комиссии по транспорту в Законодательном собрании Петербурга. По словам замглавы комитета по транспорту Дмитрия Ваньчкова, существующие заправки обеспечивают потребности лишь половины судов, курсирующих по рекам и каналам Петербурга. Остальные заправляют с берега бензовозы, что нарушает экологические нормы, отметил он.
Дефицит спровоцировало изменение в федеральном законодательстве: в 2013 году внесены поправки в Водный кодекс, запрещающие строительство и реконструкцию АЗС в границах водоохранных зон. Эксплуатация уже созданных станций разрешена, но не разрешена и реконструкция.
Фактическим монополистом водных заправок в Петербурге является «Лукойл». По данным самой компании, 10% сети АЗС в СЗФО расположены в водоохранных зонах. Но средний возраст объектов — более 20 лет. Станции не отвечают ожиданиям ни потребителей, ни стандартам самой компании, отмечал генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Максим Хитров, выступая на комиссии по транспорту в Законодательном собрании в апреле 2025 года. А модернизировать старые и построить новые по закону нельзя.
Из-за нехватки заправочных станций для водного транспорта часть корабликов обеспечивают топливом суда-бункеровщики. Но такой способ создает риск загрязнения акватории. Плавучие заправки, как ни парадоксально, тоже не запрещены, но экологический риск от них выше, чем от тех, что расположены на берегу. То есть закон, который вводился для защиты окружающей среды, по факту является тормозом для такой защиты.
Что предлагает бизнес
В ходе заседания транспортной комиссии был представлен законопроект по внесению поправок в Водный кодекс РФ, которые бы разрешили создавать заправки класса «вода-берег», которые смогут обслуживать и машины, и суда. Сейчас у «Лукойла» две такие станции в Северной столице: ААЗС «Матросова» в акватории Большой Невки для маломерных и прогулочных судов, яхт и катеров и ААЗС «Свердловская-2» в акватории Невы, где могут заправляться «Метеоры» и теплоходы класса «Москва».
По словам Максима Хитрова, обе станции приносят прибыль, в то время как только водные заправки плохо окупаются: навигация в Петербурге длится в среднем 5 месяцев. С точки зрения экологии такие станции тоже выглядят наиболее безопасными: топливные резервуары находятся на берегу и оборудованы системой контроля уровня топлива, дополнительно отслеживающей герметичность, при эксплуатации водной части используется боновое заграждение для предупреждения разлива топлива за пределы контролируемой зоны.
Сейчас на каждой из станций происходит по 200–300 заправок в сутки, в сезон на них скапливаются очереди из судов. Чтобы обеспечить потребности петербургского флота, нужно построить еще 3–5 таких заправок, считает Максим Хитров. Парламентарии поддержали инициативу по внесению изменений в Водный кодекс и договорились разослать ее профильным чиновникам и другим топливным компаниям.
Фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»