29 апреля в Санкт-Петербурге в рамках деловой программы V Фестиваля Ледоколов состоялся круглый стол «Арктический туризм: угрозы и возможности».
29 и 30 апреля в Петербурге прошел уникальный праздник – Фестиваль ледоколов. Как говорят организаторы, фестиваль посвящен освоению Арктики, а его главная задача — это популяризация морской профессии.
В рамках проведения Фестиваля ледоколов состоялись также и деловые мероприятия. В частности, на площадке ледокола «Красин» (филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге) за «круглым столом» с докладами на тему туризма в Арктике выступили представители сферы туризма, научного сообщества и общественных организаций.
По словам заведующей кафедрой страноведения и международного туризма Института наук о Земле Наталии Зигерн-Корн, выступающей модератором мероприятия, о развитии арктического туризма сейчас говорят во всем мире, в основном связывая его с экономическими перспективами и перспективами развития региона в целом. Кроме того, арктический туризма тесно связан и с возрастающими потребностям не только туристов из России, но и со всего мира: трудно ориентированные туры это одна из тенденций сегодняшнего дня. Тем не менее, эти туры остаются чем-то эксклюзивным и дорогостоящим. Обуславливает это, в том числе и стоимостью инфраструктуры, необходимой для обеспечения качественных услуг.
Говоря о путях развития туризма в Арктике, упомянуты были две своего рода географических зоны: первая, заложенная в государственную программу «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», – островные территории и морское побережье Арктики; вторая – материковые регионы, к примеру, Мурманская и Архангельская области.
Генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Санкт-Петербурга Мария Лагун, выступившая со вступительным словом, выразила готовность оказывать всестороннюю поддержку развитию данного вида туризма.
Профессор кафедры страноведения и международного туризма Института наук о Земле Дмитрий Севастьянов и доцент кафедры страноведения и международного туризма Института наук о Земле Евгений Коростелев выступили с докладами о перспективах туризма в арктической зоне. По словам Д. Севастьянова, сегодня арктический туризм в таких северных странах как США, Канада, Исландия, Гренландия и Норвегия развивается при всесторонней поддержке государства. Ведется системная работа по изучению рынка туризма, разрабатываются подробные стратегии развития туристской отрасли, учитывающие специфику разных направлений туризма и необходимость действовать в соответствии с интересами коренного населения. Согласно приведенным данным Всемирной туристской организации, штат Аляска зарабатывает на туризме более 3 млрд долларов в год, Канада – 6,5 млрд. Все это без сомнения может выступать как положительный пример, которому можно следовать.
Тем не менее, при развитии туризма в Арктике должна учитываться и экологическая сторона вопроса, о чем напомнил Е. Коростелев.
Об этническом туризме как одном из неотъемлемых составляющих туризма в арктическом регионе в своем докладе «Коренные малочисленные народы и особо охраняемые природные территории: от конфликта к сотрудничеству» рассказала Александра Бочарникова. Туристическая деятельность при взаимодействии с коренными и малочисленными народами часто создает определенные трудности. Как пример такого взаимодействия приводится история создания национальных парков в Канаде.
Руководитель представительства Ямало-Ненецкого автономного округа Санкт-Петербурге Александр Палагин рассказал о туристических возможностях округа и о том, как реализуется политика взаимодействия с малочисленными коренными народностями, о их участии в туристической деятельности.
Представители Общественной молодежной палаты при Собрании депутатов Ненецкого автономного округа Владимир Абрамов и Ярослав Дмитрук в своих докладах рассказали о перспективах развития молодежного туризма и о сохранении культуры и самобытности коренных народов Арктического региона. Экстремальный туризм в регионе способен обеспечивать гамму впечатлений и, безусловно, перспективен и привлекателен в том числе и для молодежи. Но в текущий момент ни один туроператор не способен гарантировать безопасность туристов ввиду множества природных опасностей, таких как агрессивная фауна и сложные климатические условия вкупе с тяжелым, изменчивым ландшафтом. Одним из решений, которые могли бы применяться в будущем, является существующая практика сертификации проводников.
В число основополагающих факторов восприятия территории является ее имидж, и создание туристского бренда - это важный фактор узнаваемости и привлекательности. Об это в завершающем мероприятие докладе рассказала Анна Латвиевская. Туристским брендом может являться какой-либо географический объект, событие или туристический маршрут. В 2017 году журналом «Отдых в России» и центром информационных коммуникаций «Рейтинг» было проведено исследование, в ходе которого был составлен список наиболее известных, узнаваемых и привлекательные региональные брендов России, куда вошли и арктические. В 2016 году на форуме «Доступная Арктика», был учрежден одноименный единый бренд, работа над продвижением которого включила созданием туристических маршрутов разной направленности, продолжительности и стоимости.
Н. Зигерн-Корн подытожила, что С одной стороны, можно наблюдать усиленную работу арктических регионов России над созданием своего бренда, с другой же мы видим неузнаваемость этого образа у потенциальных туристов. Она привела данные социологического опроса потенциальных туристов, согласно которому 40% опрошенных не знают, чем они могли бы заняться в Арктике. Это свидетельствует о необходимости изменения подхода к проработке брендов территорий. Эффект есть – прирост турпотока, но он незначителен.
Фото: Tonkostyturizma.ru