В Петербурге прошел трэш-перформанс «Искусство за бухло», во время которого покупатели выменивали у художников картины на элитные напитки.Наибольший ажиотаж вызвал портрет Шнура, изображенного «на лабутенах» – его художница написала грудью.
Подобная акция проходит в городе во второй раз – впервые необычный аукцион случился в феврале 2015 года. Тогда, по сведениям организаторов, одна из работ была приобретена представителем администрации российского президента. В этот раз некоторые участники торгов тоже не стеснялись публично прощаться с большими деньгами. Когда один из покупателей приобретал уже то ли пятую, то ли шестую работу, ведущий аукциона Илья Стогов в шутку предложил ему усыновить себя. Или, по крайней мере, «дружить домами». Чем, похоже, выразил общую мысль.
Местом проведения акции стал «Этобар» по соседству с Театром им. Ленсовета. Пока театралы собирались на спектакль, разгульная богема, расчехляя фотоаппараты, спешила мимо в ближайшую подворотню, где уже слышался звон бокалов, подтверждавший: на трэш-перформанс публика шла с серьезными намерениями и готовилась как могла.
Стены галереи были увешаны лотами, где-то – даже в два ряда. В акции приняли участие 24 художника со своими работами (выставляли по несколько картин), а также победители конкурсов, проведенных организаторами.
Создатели трэш-перформанса могут быть довольны: они собрали все фетиши последнего времени и персонажей новостей за последний год. Помимо изображения Сергея Шнурова с его лабутенами (точнее, прямо в них) и воспевшей его в красках эпатажной художницы Ирины Романовской, прославившейся своими рисунками грудью, зрители увидели двойника Фриды Кало (Катарина Маквиц, как звали девушку, была помощницей ведущего), картину в честь недавно вернувшегося на место вечной стоянки крейсера «Аврора» и прогремевших на весь мир «Котов известных художников» Андрея Сикорского. Возникло ощущение финала спектакля, когда на финальный поклон выходят, взявшись за руки, все персонажи.
Возле каждого из полотен размещался своеобразный ценник, отражавший начальную стоимость лота – бутылка горячительного той или другой степени крепости и элитарности, стоимостью от 1000 рублей до 6000 рублей. Дороже всех свой труд оценил Владимир Козин, создавший объект под названием «ПятачЕк». В инструкции по применению значилось: «Загадай желание. Поцелуй пятачок 3 раза. Через три дня жди исполнения желания».
Какое-то время скепсис витал в воздухе. «Вообще красиво, но, может, мы можем, сами такое нарисовать?» – предлагала своему спутнику одна из посетительниц аукциона, глядя вместе с ним на одну из картин.
Однако Илья Стогов сумел раскрутить аудиторию и спровоцировать жаркие торги. Первый же лот – абстрактная картина Сергея Печатникова – поднялся от своей первоначальной цены в три раза: от одной бутылки некрепкого напитка до трех.
Шнурову в воплощении Ирины Романовской повезло еще больше. «Шнур на лабутенах-нах. Гуашь, бумага. Грудь. – обозначил предмет торгов Илья Стогов. – Тут одни лабутены сколько стоят!» Однако в этом случае подбадривать публику специально и не пришлось. Через 10 минут картина с изображением музыканта в зеленых трусах и красных туфлях ушла к своей новой владелице за 25 бутылок «беленькой» (в рублевом эквиваленте – 50 тысяч). Вполне в духе группы «Ленинград». Шнурову бы понравилось.
Следующим успешным лотом, за который развернулась борьба, стал «Черный квадратный кот» Андрея Сикорского. Любительницей котиков и Малевича оказалась дама, пришедшая специально за этой картиной – для домашней коллекции и, по ее словам, «для детей и внуков». Леди переживала, чтобы соперники, почувствовав ее интерес, не подняли цену намеренно, ради игры. Ведущий уже был готов и сам помочь, оплатив у барной стойки часть стоимости. Но котик Малевича был по-авангардному своенравен и не давался, пока цена с одной бутылки заморского дистиллята из злаков не выросла до двух с добавками.
Сразу несколько работ приобрел мужчина с сыном дошкольного возраста (как выяснилось, меценатом оказался владелец московского магазина грампластинок), причем картины выбирал ребенок. «Карманные деньги на этот месяц» (как прозвучало из уст отца), измерявшиеся десятками тысяч, воплотились в творениях петербургских художников, которые теперь украсят комнату мальчика. Впрочем, одну из картин мужчина приобретал явно не для малыша – речь о портрете певца и композитора Тома Уэйтса. Неизвестно, является ли американец ценителем португальского красного, но автор предпочел в качестве любимого напитка именно его (в ценовом сегменте 3500). В итоге, портрет обошелся совсем недешево – в 5 бутылок (но новый владелец, кажется, не был расстроен высокой ценой).
Однако при всей несерьезности происходящего, от перспективных вложений (и высокого искусства) гости тоже не отказались. Одним из самых дорогих лотов (35 тысяч в рублевом эквиваленте или) стал «Натюрморт с манго» ленинградского авангардиста Геннадия Зубкова, который является учеником Владимира Стерлигова и, как следствие, «внучатым учеником» Казимира Малевича.
После того, как со сцены были проданы основные работы выставки, аукцион перешел в пассивную стадию: гости прикрепляли возле картин записки со своими предложениями цены, чтобы определить победителей поздно вечером. Но, судя по низкой активности размещения предложений, заочный аукцион столь высокого интереса уже не вызвал. Может, у посетителей закончились деньги, а может – интерес: «Шнура» и «Кота Малевича» уже продали, да и на часах – уже больше 22: сухой закон!