Принципиально новых направлений на event-рынке за последние 10 лет не придумано. Однако в Петербурге появляются новые форматы мероприятий, к примеру, Неделя высокой моды. В последнее время стали популярны архитектурные и градостроительные выставки, встречи профессионалов, посвященные развитию пространств. Перспективными оказываются и мероприятия социальной и благотворительной направленности - выставки, посвященные образованию, здоровью, медицине, медицинскому туризму. Намного активнее проводятся мероприятия, связанные с "нетрадиционным" современным искусством. Для того чтобы Петербург занял более престижное место в мире по привлекательности для проведения различного рода мероприятий, а бизнес стал прибыльным и для города в целом, необходимо не только располагать достаточным количеством качественных конгресс-площадок. Необходимо решить и более глобальные проблемы. В частности, должна быть значительно усовершенствована транспортная инфраструктура и облегчен визовый режим, режим таможенного оформления. "Инвестиции в сегмент делового туризма экономически менее эффективны по сравнению с вложениями в жилье или коммерческую недвижимость, - уверен Павел Гончаров, директор Международного инвестиционного форума по недвижимости PROestate. - Во многом успешность проекта конгресс-центра зависит от привлекательности региона. Доходность конгрессной инфраструктуры - это не только непосредственно аренда помещения. Достаточно доходным считается сервисное сопровождение мероприятий. Конгресс-центры необходимы Петербургу, но при этом инвесторам, способным развивать этот сегмент коммерческой недвижимости, не очень интересно браться за проекты конгрессной инфраструктуры, и поэтому правительство города должно способствовать появлению такого рода объектов". В Европе существует множество специализированных пространств, изначально спроектированных под выставочную деятельность, и все равно новые площадки продолжают открываться. В Москве с площадками дела обстоят, несомненно, лучше, чем в Петербурге, но и там происходит активное строительство. Выставочные центры, которые оснащены современным оборудованием, пользуются в Москве очень высоким спросом. "Практически каждый московский отель имеет от трех до 10 конференц-залов самого разного уровня, практически все эти конференц-залы используются. В Петербурге, так как отели изначально создавались под сезонный туризм, пренебрегли этим сегментом. Здесь мало отелей, где хорошо представлены конференц-залы. Прежде всего это западные бренды. Но в небольших отелях ничего подобного нет", - комментирует Александра Славянская, генеральный директор УК "Овентал". В России до сих пор не сформировался пул профессиональных конгресс-операторов. "Есть классические операторы, например Frankfurt Messe, Dusseldorf Messe, которые в том числе организуют свои выставки в Москве. Есть небольшие компании, которые организуют те или иные локальные конференции. Но это не уровень международных операторов", - считает Александра Славянская.