Впервые после ажиотажных сезонов 2015 и 2016 годов Петербург столкнулся с сокращением турпотока. По данным консалтеров, загрузка качественных отелей опустилась до уровня 2015 года.
Пока гостиницам удается компенсировать падение трафика за счет повышения цен. Однако участники рынка опасаются, что уже в следующем году такая схема может не сработать — дальнейший рост цен на гостиничные услуги грозит сделать Петербург еще менее привлекательным для туристов.
Ценовые фильтры
По данным JLL, за девять месяцев 2017 года загрузка гостиниц снизилась до уровня 2015 года и составила 58,8% — на 2,3 п.п. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако, как отмечают аналитики, за это же время показатель RevPAR (средняя доходность в расчете на один номер) выросла на 9% — до 3,8 тыс. руб. — и на 25,2% от уровня 2015 года.
Как следует из данных аналитиков, увеличить доходность отельеры смогли благодаря росту средней цены номера. Так, средний тариф в гостиницах 4 и 5* поднялся до уровня 5,9 тыс. руб., что на 14,9% больше, чем годом ранее.
Снижение загрузки — следствие работы отельеров над повышением качества спроса, уверена руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер. «Если прежде отельеры повышали RevPAR за счет объема бизнеса, привлекая в том числе недорогие туристические группы, то теперь они фокусируются на клиентах, которые готовы платить дороже», — пояснила Веллер в разговоре с РБК Петербург.
Объективное и субъективное
Впрочем, сами участники рынка с этой версией не согласны и утверждают, что сокращение спроса на гостиничные услуги произошло в связи с объективным снижением туристического потока. «В этом году мы увидели общее падение загрузки. Выездной туризм увеличился, а въездной и внутренний упал», — говорит вице-президент российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.
Его слова подтверждают и другие отельеры. «2016 год был лучше с точки зрения конъюнктуры рынка, — говорит владелец и гендиректор отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. — Экономические факторы играют основную роль в формировании туристического потока. В этом году Петербург стал менее интересен иностранцам и внутренним российским туристам. Спрос ниже, потому что дороже рубль. Это позволяет россиянам активнее выезжать за рубеж, а иностранцам искать другие направления».
С одной стороны, ежегодный рост цен неизбежен, говорят участники рынка. С другой стороны, падение загрузки повышает маржинальность гостиничного бизнеса. «Оттого, что гостиницы снизили бы цены, больше клиентов не стало бы. Новых туристов в страну они бы не привлекли. Но учитывая, что некоторые клиенты приезжают в Петербург повторно и могут себе позволить заплатить чуть больше, отельеры смогли повысить рентабельность за счет того, что продали этим клиентам номера чуть дороже, чем в прошлом году», — пояснил Мусакин. «Низкая загрузка для нас — это сокращение расходов», — добавляет Теймурханлы.
Альтернативная статистика
Отметим, что в то время как отельеры фиксируют снижение турпотока, Смольный представляет совершенно иную статистику.
По данным городского комитета по развитию туризма, за шесть месяцев 2017 года турпоток увеличился на 4%. Если за 2016 год Петербург посетили 6,9 млн человек, то по итогам 2017 года чиновники ожидают, что число туристов превысит 7 млн.
Разницу в статистике участники гостиничного рынка объясняют тем, что чиновники пользуются более общей методикой подсчета. «Например, статистика городского правительства учитывает также круизных туристов. Но если мы рассматриваем туризм как отрасль для зарабатывания денег, круизный турист в этом практически не участвует: он потребляет только услуги музеев и транспортных компаний и не влияет на выручку отелей и ресторанов», — поясняет Теймурханлы.
Особо пострадавшие
Не исключено, что часть туристов в ответ на рост цен в гостиницах высокого сегмента предпочла воспользоваться более бюджетными отелями, полагает Татьяна Веллер: «Вероятно, часть туристического спроса сместилась в другие сегменты — хостелы, частные апартаменты, отели «советской» постройки, то есть те объекты, которые не попадают под определение «качественных отелей».
Однако опрошенные РБК Петербург участники рынка утверждают, что падение спроса дешевые гостиницы почувствовали на себе более остро, чем отели категории 4 и 5*, поскольку не могут компенсировать снижение спроса ростом цен. «Мы еще держимся, потому что кризис в меньшей степени коснулся обеспеченных слоев населения. А у гостиниц недорогого сегмента вообще все плохо. По их словам, они фиксируют низкий сезон уже в сентябре», — поясняет Теймурханлы.
Рассчитывать на клиентуру четырех- пятизвездочных отелей такие игроки не могут, уверен Алексей Мусакин. «Это разные клиентские группы. Конкуренция может усилиться только между отелями одного уровня», — пояснил эксперт.
Жадность и бедность
Впрочем, и для дорогих гостиниц следующий сезон может оказаться сложнее, чем нынешний, опасаются участники рынка. «Цены в этом году были подняты. Сможем ли мы повторить это на следующий год — неизвестно. Можем столкнуться с еще более низкой загрузкой», — не исключает Теймурханлы.
С другой стороны, продолжает он, избежать роста цен на гостиничные услуги едва ли удастся, поскольку участники рынка испытывают влияние инфляции и, как следствие, роста издержек. «Если мы будем чувствовать, что начинаем терять доходы, конечно, будем корректировать цены. Но сильно падать в цене мы не можем себе позволить», — добавил Теймурханлы.
Рост цен, в свою очередь, рано или поздно может привести к оттоку туристов, полагает управляющий отелем «Введенский» Андрей Ткачев. «Естественно, все будут повышать цены. Просто кто-то повысит на 5%, а кто-то условно на 50% — и останется с пустой гостиницей. Есть пословица: «Жадность порождает бедность», — добавляет Ткачев.
Фото: Роман Пименов/Интерпресс