Несмотря на все объективные и субъективные препятствия, водный туризм в России и на Северо-Западе будет активно развиваться, уверен заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский. Он рассказал пресс-службе Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии об инициативах Ростуризма по поддержке этого перспективного вида туристских услуг.
- Петербург – конечно же, туристическая столица России, город, в котором сконцентрированы объекты мирового культурного наследия – национальное достояние нашей страны. Его следует рационально использовать, охранять – от этого во многом зависит привлекательность города для российских и иностранных туристов. Хотелось бы особенно подчеркнуть значение Санкт-Петербурга как крупного морского и речного порта. Его роль в развитии водного туризма в нашей стране сложно переоценить. Петербург – не просто крупнейший туристический центр; туристское сообщество города может стать инициатором многих отраслевых инноваций.
- В таком случае Санкт-Петербург – удачная площадка для различных отраслевых мероприятий всероссийского и международного масштаба, проводимых при участии Ростуризма, верно?
- Совершенно верно. В рамках своего недавнего визита в Санкт-Петербург мы с коллегами и партнерами обсуждали вопросы безопасности круизного флота и туризм в морских регионах России. Встреча проходила в рамках подготовки к международной юридической конференции «Безопасность туризма», которая состоится в Северной столице в первой декаде ноября. Будем дискутировать о том, как сделать нашу отрасль более привлекательной, комфортной, безопасной.
- Тема водного туризма стала одной из ключевых в повестке дня отрасли после крушения «Булгарии». Сейчас в СЗРО РСТ создается комиссия для решения актуальных вопросов этого направления. Какие «болевые точки» выделяет Федеральное агентство по туризму?
- Я бы даже не хотел останавливаться на проблемах флота, поскольку они очевидны. Флот крайне нуждается в модернизации. Однако это не означает, что имеющиеся в настоящий момент в наличии суда не могут предоставить туристам комфортные и безопасные условия отдыха. Наоборот, раритетные суда могут обладать дополнительной привлекательностью. Пример – архангельский пароход «Николай Гоголь», единственный в России «колесник». Проблема не в возрасте, а в плохом техническом состоянии и низком уровне комфорта для туристов. Совместными усилиями государства и бизнеса все это можно исправить.
- Какие инициативы в отношении водного туризма выдвигает Ростуризм?
- Мы очень активно работаем в этом направлении, постоянно консультируемся с коллегами из других ведомств, формируем совместные рабочие группы с Минтрансом. Одна из основных идей – обязательное страхование гражданской ответственности водных перевозчиков за причинение вреда пассажирам (в том числе и туристам) в размере не менее 3 млн. рублей. Этот механизм вводится по аналогии с Воздушным кодексом. Идея поддержана на самом высоком правительственном уровне.
- Как Вы оцениваете открытие внутренних вод для маломерных судов под иностранными флагами?
- В очень позитивном ключе. Мы на всех уровнях поддерживали и поддерживаем эту идею. Есть опасения, что подобное решение вызовет к жизни высокую конкуренцию и негативно скажется на отечественных игроках. Но рынок настолько объёмен, что никакой угрозы это не представляет. Открытие внутренних вод для «иностранцев» будет способствовать привлечению дополнительных доходов и развивать, прежде всего, местные экономики.
- Для этого, вероятно, нужны определенные усилия со стороны самих дестинаций?
- Конечно. Мы должны быть готовы – прежде всего в плане инфраструктуры, в том числе портов. И работа в регионах уже ведется: например, в ряде областей Золотого кольца реализуются проекты частных водных туристских центров Предполагается построить 25-30 коттеджей в русском стиле на берегу Волги, готовятся дебаркадеры, водные аттракционы и т.д. В перспективе такие проекты могут не только стимулировать экономику регионов, но и стать основой жизнедеятельности целых муниципальных образований.
- Звучит оптимистично.
- Вопрос с открытием внутренних вод решался долго. Есть еще ряд формальностей, которые предстоит решать и федеральным, и местным властям. Для нас это новое дело, как когда-то безвизовый круизный туризм. Но механизм запущен, и это главное.
- Возвращаясь к водному туризму в Санкт-Петербурге…
- Петербург – очень крупный порт, к тому же, здесь большое количество прогулочных судов…Я думаю, в отношении водного туризма город развивается в правильном направлении. Перспективной была бы определенная адаптация тех правил и стандартов, что есть в законах и нормативных документах федерального значения, к особенностям региона. Есть простор для того, чтобы формировать обычаи делового оборота для местного рынка. По моему мнению, СЗРО РСТ, иные саморегулируемые организации, участники отрасли могли бы стать инициаторами разработки новых, специфичных норм именно для Санкт-Петербурга.
- Да, город стремится развиваться в этом направлении. То же введение «водных такси», например.
- Мне кажется, в Санкт-Петербурге могут внедряться многие инновации. Например, интересен опыт Сингапура: там все прогулочные суда работают на электродвигателях, бесшумных и экологически чистых. Отрабатывать подобные инициативы можно как раз в Северной столице.
- Каков Ваш прогноз по перспективам водного туризма в России в ближайшее время? - Гибель «Булгарии», конечно, очень сильно ударила по имиджу этого вида туризма. И сразу после катастрофы мы начали совместно с различными организациями, работающими в сфере туристической деятельности, разъяснять все вопросы и пытаться сгладить негативный эффект. Так что, несмотря на все проблемы и происшествия, мы ожидаем в этом году 15-20%-ный рост отрасли по сравнению с 2010-м.