23 мая Новосибирская ассоциация туристических организаций (НАТО) провела конференцию «Будущее турбизнеса. Нововведения в федеральном законе о туризме».
Участники мероприятия обсудили изменения, которые ждут туррынок после 1 января 2017 года, когда в силу вступят поправки, внесённые в отраслевой закон этой весной. В качестве приглашённого эксперта на конференции, участие в которой приняли порядка пятидесяти представителей регионального турбизнеса, присутствовал директор ассоциации туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко.
Туруслуге быть
Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на мероприятии, касался продажи туристских услуг. Как отметила Елена Лукьянова, председатель Комитета по правовым вопросам НАТО, на сегодняшний день это самая насущная проблема, которая вызывает серьёзные прения в туристской отрасли: «Туруслуги существуют, но продаем мы только турпродукт. На сегодняшний день закон этот вопрос обошёл». При этом судебная практика туруслуги признаёт турпродуктом. А если учесть, что с января 2017 года не только увеличиваются штрафы за нарушения ведения туристской деятельности, но и вводится уголовная ответственность, вопрос о добавлении в закон понятия «туруслуги» становится далеко не праздным. «Заключение с туристом или иным заказчиком отдельного договора по перевозке и отдельного договора по оказанию услуг на размещение на одно и то же лицо, на один и тот же период приравнивается к реализации туристского продукта со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями», - предупредила участников встречи Ирина Клинова, главный специалист отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Новосибирской области. Однако, по мнению Натальи Куцевол, директора турфирмы «Африка», притом, что сегодня турагентов пытаются убедить, что они не имеют права продавать туруслуги, на самом деле в законе речь идёт лишь о недопустимости покупки по отдельности перелёта и гостиницы у одного туроператора.
Частично свет на проблему попытался пролить Александр Осауленко. По словам эксперта, пока не готовы подзаконные акты, сложно сказать, как закон будет контролировать тех, кто занимается продажей отдельных туристских услуг. Пока очевидно одно: «Государство достаточно серьёзно настроено на то, чтобы туррынок стал более прозрачным. В самое ближайшее время будет прописано (разговоры на этот счёт с нами уже ведутся), что такое туруслуга, а самое главное, кто такой продавец этой услуги. Потому что на сегодняшний день в понятийном аппарате закона есть только два участника рынка – это туроператор и турагент. Но рынок динамично развивается, и на нём гораздо больше профессиональных участников, которые выполняют свой функционал». Александр Осауленко добавил, что Министерство культуры РФ намерено решить эту проблему в течение ближайших полутора лет.
ФиГи уйдут в прошлое
Новый закон кардинально меняет систему финансовой ответственности операторов. Компании, занимающиеся выездным туризмом, помимо фингарантий и взносов в «Турпомощь», теперь дополнительно будут вынуждены формировать фонды персональной ответственности. Однако, как заверил Александр Осауленко, нововведение предусматривает не только дополнительную финансовую нагрузку для туроператоров, но и ряд преимуществ. «Первоначально предполагалось, что туроператоры будут перечислять в фонд персональной ответственности единым платежом 10% от стоимости годового турпродукта. Нам удалось снизить эту цифру до 7% с отчислениями по 1% в год четырьмя платежами каждый квартал, - рассказывает руководитель «Турпомощи». - В разных регионах общая стоимость турпродукта разная, но у большого количества региональных компаний она составляет 10 миллионов рублей. Семь процентов от 10 миллионов – это 700 тысяч рублей. Важный момент, это не деньги «Турпомощи» или государства, это деньги самого оператора, которые он сможет вернуть с процентами, если решит, что больше не будет заниматься туроператорской деятельностью». Кроме того, отмечает Александр Осауленко, после формирования фонда туроператор освобождается от необходимости оформлять финансовые гарантии, поэтому предложенный механизм достаточно выгоден небольшим компаниям. При этом за скобками осталось, как данный механизм будет реализован в отношении крупных туроператоров, для которых, по предварительным подсчётам, объём фонда превысит 1,5 млрд рублей, а эта норма вряд ли может быть выполнена. В целом, уверен эксперт, по итогам летнего сезона многие компании, вышедшие из туроператорского реестра, будут стараться в него вернуться, так как в дальнейшем заход новых компаний в туроператорский сегмент будет финансово обременителен: «С 2017 года первый взнос в фонд «Турпомощи» будет составлять минимум 100 тысяч рублей, плюс фингарантии и фонд персональной ответственности».
Турагентов ждёт работа по поручению
Ряд изменений в отраслевом законе касается договорных отношений. «Теперь закон предусматривает один тип договора по реализации туристского продукта, более того нам будут предложены типовые формы, которые должны быть утверждены органами власти, - отмечает Елена Лукьянова. – По новому закону турагент осуществляет продвижение турпродукта по поручению туроператора. Также турагент обязан выдавать туристу копию доверенности на право работать по поручению туроператора. Это положение пока тоже вызывает большой вопрос, так как не понятно, как оно будет реализовано». Порядок заключения договора по реализации турпродукта и типы договоров ещё будут утверждаться правительством, подтверждает Ирина Клинова. По словам Александра Осауленко, для реализации закона предполагается подготовить 30 подзаконных актов, разработка девяти из них, в том числе акта, касающегося типовой путёвки, поручена «Турпомощи». К решению данного вопроса ассоциация планирует привлекать экспертов из числа главных бухгалтеров туркомпаний.
Всех участников рынка посчитают
Участникам конференции Александр Осауленко также напомнил, что в законе прописано положение, согласно которому туроператор обязан подавать в реестр информацию о своих турагентах: «Мы обязаны собирать и публиковать эту информацию в открытом доступе и передавать в Ростуризм». Не дожидаясь пока закон вступит в силу, «Турпомощь» разработала положение и начала формировать реестр турагентств на добровольной основе, что позволило выявить ряд нюансов. К примеру, выяснилось, что есть турагентства, у которых нет прямых договоров с туроператорами, но при этом они имеют законное право реализовывать их турпродукт. Речь идёт о туристских сетях. Эта информация была учтена при разработке положения об агентском реестре. На вопрос о том, почему именно «Турпомощь» занялась формированием реестра, Александр Осауленко ответил, что для того, чтобы Ростуризм, как государственная структура, реализовал это поручение, ему необходимо 243 млн рублей в год. Ассоциация на администрирование этого вопроса планирует тратить восемь миллионов в год. С учётом сокращения бюджета государство это сделать на сегодняшний день не в состоянии. Кроме того, никаких функций контроля у Ростуризма нет, он может только публиковать названия компаний, поэтому такой реестр ничего не даст рынку, при этом рынок может сам устанавливать правила для своих участников. «Сегодня никто не знает, сколько у нас агентств в РФ. В СМИ упоминается цифра от 8 до 42 тысяч. На 100% реестр не избавит нас от мошенников, но рынок почистит. Так, если вас нет в реестре, то с 1 января вас нет для потребителя», - говорит Александр Осауленко.
Уже известно, что реестр будет опубликован на двух площадках: на сайтах «Турпомощи» и Ростуризма. Кроме того, сегодня с предложением о публикации реестра на своих площадках активно выступают региональные администрации. По словам Александра Осауленко, уже сегодня реестр приобрёл вес среди туристов. Агентства, вступившие в реестр, стали активно обращаться в «Турпомощь» за соответствующими сертификатами.