Картина отправляется в Михайловский замок, где займет достойное место на масштабной выставке Государственного Русского музея «Империя после Петра. От Екатерины Первой до Елизаветы Петровны».
Портрет принадлежит кисти одного из лучших портретистов елизаветинской эпохи Георга Кристофа Гроота (1716 – 1749). Этот немецкий художник вошел в историю искусства как придворный живописец Елизаветы Петровны и знаменитый представитель россики. Правда на русскую службу он был принят в июле 1741 года еще Анной Леопольдовной, именно к короткой эпохе ее правления относится «павловский» портрет. В царствование Павла I он размещался в Тронной императора в Гатчинском дворце как изображение графа Бориса Петровича Шереметева кисти неизвестного художника.
В начале XX века авторство портрета связали с именем Георга Гроота, но стали считать, что изображен Петр Борисович Шереметев. Со временем атрибуция художнику сомнений не вызывала, а вот имена изображенных лиц специалистами отвергались, поскольку сохранившиеся изображения отца и сына Шереметевых не похожи на человека, запечатленного на «павловском» портрете.
Кто же этот изящный вельможа, написанный Гроотом с таким мастерством? Помимо звезды и ленты ордена Андрея Первозванного внимание искусствоведов привлек изображенный на его груди Мальтийский крест, редко встречающийся на русских портретах 1740-х годов. Знаток деятельности Мальтийского ордена в России, сотрудник Государственного Русского музея М. Б. Асварищ предположил, что это портрет графа Линара, фаворита правительницы Анны Леопольдовны.
Мориц Карл Линар (1702–1762) служил при дворе саксонского курфюрста, был послом в Берлине, затем в 1733 году продолжил дипломатическую карьеру в России при дворе Анны Иоанновны. Блестящий европеец обратил на себя внимание племянницы императрицы - принцессы Анны Леопольдовны. Супруга английского посланника леди Рондо так прокомментировала сложившуюся при дворе пикантную ситуацию: «Принцесса была молода, а граф – красавец». Раздраженная этой связью императрица в 1736 году повелела отозвать Линара на родину, а Анну Леопольдовну поспешила выдать замуж за герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. Роман возобновился после смерти Анны Иоанновны, когда в январе 1741 года саксонец вернулся в Россию к ставшей правительницей Анне Леопольдовне. По воспоминаниям современников, «русские уже кланялись Линару так же низко, как и герцогу Курляндскому.., а новый фаворит… брал пример с прежнего, принимая его высокомерные манеры и получая от дам те же доказательства почтения». В сентябре 1741 года Линар отбыл в Саксонию для улаживания собственных дел, а в ночь с 24 на 25 ноября того же года случился переворот, в результате которого на престол взошла Елизавета Петровна. Брауншвейгское семейство было выслано из Петербурга, а Линар в Россию уже не вернулся. Георг Гроот мог написать фаворита Анны Леопольдовны только в очень короткий период времени – с июля по сентябрь 1741 года, поскольку художник прибыл в Петербург в июле, а Линар уехал из столицы в сентябре.
История графа Линара – лишь один из эпизодов российской придворной жизни в эпоху борьбы за петровское наследие. С другими героями и событиями вы сможете познакомиться на выставке «Империя после Петра. От Екатерины Первой до Елизаветы Петровны», которая пройдет в Михайловском замке с 1 июня по 23 сентября 2024 года.
Фото Pavlovskmuseum.ru