Отмена пошлины в размере 2 рублей за постановку на учет туристов сэкономит петербургским отельерам нервы и деньги. Имидж города и страны также несколько улучшится. Согласно федеральному закону, каждый зарубежный гость по приезде должен был пойти в сберкассу и заплатить пошлину за свое пребывание в размере 2 рублей в сутки. Гостиницы, чтобы не потерять клиентов, вынуждены были сами платить за постояльцев. И вот ФМС РФ отменила пошлину. Это стало возможным при участии «Делового Петербурга» -- мы первыми рассказали о проблеме своим читателям в статье «Целились в мигрантов -- попали в туристов» («ДП» №144/10, www.dp.ru), которую растиражировали многие федеральные телеканалы и другие СМИ. История одного штрафа Сергей Морев, владелец ООО «Петербургские отели», стал героем той публикации «ДП» потому, что он должен был уплатить рекордный штраф по результатам проверки УФМС -- почти 1 млн рублей. Дело в том, что управление миграционной службы в Петербурге активно проверяло малые отели. И в случае несвоевременной регистрации иностранных граждан и неуплаты ими суммы 2 рубля в день за туриста выписывались астрономические штрафы. «Нам все же удалось опротестовать решение в суде, -- рассказывает Сергей Морев. -- Но я слышал, что многим владельцам отелей заплатить подобные штрафы все-таки пришлось, что могло поставить под сомнение существование самого бизнеса». Он добавил, что пошлина ушла в прошлое, но миграционный учет никто не отменял, а значит, проверки гостиниц продолжатся. Издержки упадут Отмена пошлины даст положительный эффект, считают участники рынка. Как рассказал член правления Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин, все 638 городских гостиниц суммарно перечисляли в федеральный бюджет в виде госпошлины всего около 50 тыс. рублей в месяц. «Но эта сумма -- ерунда по сравнению с дополнительными тратами, которые отелям приходилось нести за исполнение этих норм», -- рассказал Алексей Мусакин. По его подсчетам, ежемесячные издержки гостиницы на 70 номеров на оформление пошлины составляли уже 12-15 тыс. рублей. Большая часть трат приходилась на дополнительную оплату труда. Но главный плюс от отмены пошлины за постановку на учет иностранных граждан участники рынка Петербурга видят в исправлении имиджа -- город станет для них более дружелюбным. «Многим иностранным гостям вообще сложно было понять, за что им требуется доплатить, ведь они уже платили за визу», -- отмечает менеджер гостиницы «Немецкий клуб» Елена Речиц. Позитив и негатив Еще одним положительным новшеством для отрасли стало упрощение документооборота между УФМС и гостиницами, использующими программу «Электронный курьер». Это затрагивает 370 петербургских отелей из 638. Ранее гостиницам приходилось дублировать данные о гостях (копии виз, паспортов, отрывные талоны о снятии с учета и др.). Эта информация заносилась в «Электронный курьер», также пачки документов отвозились в УФМС. Теперь ведомство берет информацию из программы. Но вместе с тем отрасль получила и негативные изменения после Нового года, считают эксперты. Для малых гостиниц издержки за счет повышения ЕСН, например, вырастут на 20%, для крупных -- на 8%. Рост коммунальных платежей для них в 2011 году составит приблизительно 20%. «Все это в комплексе снизит рентабельность гостиничного бизнеса в Петербурге на треть. При этом поднимать цены на номера вряд ли кто-то решится», -- подытожил Алексей Мусакин.