Заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов сообщил, что министерство подготовило поправки в закон о банкротстве (от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Текст соответствующего законопроекта опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Замминистра посетовал, что в настоящее время в России почти 98 % предприятий, находящихся в стадии банкротства, не получают шанса на восстановление, в том время как в развитых странах до 30% обанкротившихся предприятий проходят через реабилитационные процедуры.
По словам представителя МЭР, дела о банкротстве в России затянуты по срокам и неэффективны в части удовлетворения требований кредиторов. Так, например, доля удовлетворенных требований кредиторов не превышает 5%, а доля случаев, когда кредиторам не производится вообще никаких выплат, составляет 68%.
В связи с этим МЭР подготовило поправки, которые полностью реформируют институт банкротства юридических лиц таким образом, чтобы она обеспечивала баланс интересов должников, кредиторов и государства.
Как отмечается в сообщении Минэкономразвития от 16.03.2020, законопроект предлагает ввести так называемый «англо-голландский аукцион» в отношении торгов имущества банкротов. Новый порядок предполагает, что в рамках одной торговой сессии стоимость реализуемого актива ведется на повышение, а если нет заявок на покупку, то на понижение. При этом цена снова может повышаться при поступлении нескольких предложений. В министерстве уверены, что такой подход позволит значительно ускорить торги, которые в настоящее время проходят в несколько этапов на повышение и затем реализуются через публичное предложение.
Сами торги законопроект предлагает проводить на специальных электронных площадках. При этом все объявления о продаже имущества банкротов предлагается публиковать на специальном сайте за 30 дней до старта торгов. По мнению МЭР, это позволит привлечь к торгам больше потенциальных покупателей и повысить конкуренцию на торгах.
Механизм реструктуризации законопроект также предлагает изменить. В частности, планируется отказаться от таких процедур как «наблюдение», «финансовое оздоровление» и «внешнее управление». Вместо них законопроект предлагает установить одну реабилитационную и одну ликвидационную процедуры. Обе процедуры предлагается строго ограничить предельными сроками. В части ликвидационной процедуры предлагается обязать собрание кредиторов принять решение о прекращении хозяйственной деятельности через 9 месяцев после открытия конкурсного производства. Соответственно, такая мера исключит появление «вечных банкротов», продолжающих заведомо убыточную деятельность.
Реабилитационная процедура предполагает возможность подачи в арбитражный суд заявления о реструктуризации долгов, как дополнительная альтернатива заявлению о банкротстве. Период этой реабилитационной процедуры предлагается ограничить сроком до 4 лет.
Кроме того, законопроект вводит для процедуры банкротства случайный выбор СРО и арбитражных управляющих через специальный автоматизированный Регистр арбитражных управляющих. В МЭР считают, что такой порядок будет способствовать повышению гарантий независимости арбитражного управляющего и более качественной реализации публично-правовой цели института банкротства.
Главным признаком банкротства организации является ее неспособность в течение трех месяцев удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, выплатить зарплаты и выходные пособия сотрудникам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В случае возникновения признаков банкротства руководитель организации обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Такие сведения включаются в реестр в течение десяти рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно о возникновении признаков банкротства. С этого момента руководитель организации и ее учредители обязаны не допускать действия (бездействие), которые могут заведомо ухудшить финансовое положение организации.
Учредители обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организации и восстановлению ее платежеспособности. В частности, учредители могут предоставить организации финансовую помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате зарплат и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация).
Фото: tsentrbankrot.ru