За первый год указанная концепция не повлияла на ситуацию с трудоустройством участников эксперимента. Однако по окончании тестового периода общий уровень благополучия лиц, получавших базовый доход, повысился по сравнению с контрольной группой. Результаты частично предварительные, и окончательные выводы о влиянии тестовой концепции безусловного базового дохода пока делать рано.
В ходе экспериментальной выплаты безусловного базового дохода оценивается влияние такового на трудоустройство, доходы и благополучие участников. Первыми будут опубликованы результаты регистрового исследования и опроса мнений.
Исследование влияния экспериментального безусловного базового дохода на трудоустройство основано на регистровых данных первого тестового года. Подготовка регистровых данных занимает год, поэтому результаты последнего экспериментального года будут оглашены в начале 2020 года.
– На основании годового анализа реестровых материалов, получатели безусловного базового дохода в первый год эксперимента находили работу на открытом рынке труда не хуже и не лучше контрольной группы, – говорит координатор исследования Охто Каннинен из Института рынка труда и экономических исследований.
Получатели безусловного базового дохода трудятся в среднем на 0,5 [рабочего] дня больше, чем члены контрольной группы. За год среднее количество рабочих дней вышеуказанных получателей равнялось 49,64, а у членов контрольной группы, в свою очередь, это число составляло 49,25.
Доля тех, кто получал зарплату и доход от предпринимательской деятельности, среди получателей базового дохода была на процентную единицу больше, чем в контрольной группе (43,70 % и 42,85 %). Однако денежный эквивалент доходов у тех, кто получал зарплату и доход от предпринимательства, среди получателей базового дохода была в среднем на 21 евро меньше (4 230 евро и 4 251 евро).
Уровень благополучия получателей базового дохода, по их мнению, повысился
Для того, чтобы исследовать влияние экспериментальной концепции безусловного базового дохода на благополучие людей, непосредственно перед окончанием эксперимента был проведен телефонный опрос.
Согласно опросу, те, кто получал базовый доход, считали себя более благополучными по сравнению с контрольной группой. 55 % получателей базового дохода оценили свое здоровье как хорошее или отличное, в то время как аналогичный показатель в контрольной группе составил 46 %. Сильный или очень сильный стресс испытывали 17 % получателей базового дохода, а в контрольной группе – 25 %.
– У тех, кто получал базовый доход, наблюдалось меньше, чем у контрольной группы, симптомов стресса, проблем с концентрацией внимания и здоровьем. Кроме того, они были больше уверены в будущем и своих возможностях внести вклад в жизнь общества, – говорит ведущий исследователь из Кela Минна Юликяннё.
Получавшие безусловный базовый доход приобрели большую уверенность в том, что смогут устроиться на работу. Кроме того, они посчитали, что с получением пособий социального обеспечения связано меньше бюрократии, и чаще членов контрольной группы выражали мнение о том, что базовый доход способствовал бы получению работы и занятию бизнесом.
– Результаты регистрового исследования и опроса не противоречат друг другу. Безусловный базовый доход может положительно повлиять на благополучие получателя даже с учетом того, что за короткий период такой доход не окажет воздействия на ситуацию с трудоустройством, – говорит Юликяннё.
В опросе приняли участие 23 % потенциальных респондентов (31 % получателей базового дохода и 20 % членов контрольной группы).
Получатели базового дохода были выбраны методом случайной выборки из группы лиц, которые в ноябре 2016 года получали пособие по безработице в Кela. В контрольную группу вошли те, кто в ноябре 2016 года получал пособие по безработице Кela, но не был выбрал для участия в эксперименте выплаты безусловного базового дохода.
Информация в поддержку реформы системы социального обеспечения
Оценочное исследование экспериментальной концепции безусловного базового дохода предоставляет информацию в помощь реформе системы социального обеспечения. Результаты будут публиковаться поэтапно в 2019–2020 гг. Следующие результаты будут готовы в апреле 2019 года. Оценка включает также опрос в виде собеседований, которые будут проведены весной 2019 года.
За оценочное исследование отвечает ведомство Кela, которое проводит его совместно с Государственным центром экономических исследований, Институтом рынка труда и экономических исследований, Университетом Турку, Университетом Хельсинки, Финской ассоциацией психического здоровья и Независимым экспертно-аналитическим центром Tänk.
– Отражающие действительность результаты эксперимента будут готовы только после анализа всех собранных материалов с учетом ограничивающих эксперимент рамочных условий. После этого будет возможно оценить, какое влияние может оказать в Финляндии введение концепции безусловного базового дохода, – говорит научный руководитель исследовательского проекта, практикующий профессор из Университета Турку Олли Кангас.
Уникальный эксперимент
Тестовая концепция безусловного базового дохода – это уникальный общественный эксперимент, как в Финляндии, так и в мире в целом, поскольку в его основе лежат рандомизированные полевые исследования в масштабе всей страны. Участие в эксперименте не было инициировано его участниками, что позволяет составить более достоверную оценку его влияния по сравнению с проводимыми ранее экспериментами, основанными на волеизъявлении кандидатов.
В эксперименте приняли участие 2 000 случайно выбранных безработных. Им выплачивалась сумма в 560 евро в месяц в независимости от дохода или того, искали ли они активно работу или нет. Концепция тестировалась с 01.01.2017 по 31.12.2018.
– Опыт планирования эксперимента и его практического исполнения дает хорошую основу для новых многообещающих общественных экспериментов, например для подготовки пробной концепции т. н. обратного начисления подоходного налога, – говорит Олли Кангас.
Эксперимент проведен правительством премьер-министра Юхи Сипиля. Цель состояла в том, чтобы выяснить, какие поправки можно внести в систему социального обеспечения Финляндии для того, чтобы она была лучше адаптирована к изменениям рынка труда. За практическое исполнение эксперимента отвечало ведомство Kela.
Фото Ikso.org