Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько обратился к директору Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Максиму Соколову в связи с подготовкой Минтрансом России проекта постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденные постановлением Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. В письме, в частности, говорится, что запрет на автобусное сообщение с 24.00 до 06.00 резко сократит объемы автобусных междугородних и международных перевозок и географию их маршрутов и лишит россиян с невысоким уровнем доходов сравнительно недорогих поездок. В том числе это касается экономичных туров на курорты Азово-Черноморского побережья, горнолыжные курорты Северного Кавказа, экскурсионных туров по России и Европе, которые пользуются спросом во многом благодаря автобусной перевозке, более дешевой, чем авиационный и железнодорожный транспорт. В письме отмечается, что введенный ранее аналогичный запрет на ночные автобусные перевозки на Украине был отменен через три месяца ввиду своей экономической и социальной нецелесообразности. Кроме того, предполагаемые проектом изменения не учитывают отсутствие во многих регионах необходимой инфраструктуры для размещения и питания пассажиров, охраняемых и оборудованных ночных стоянок автобусов, условий для предрейсового медицинского осмотра водителей. Важно иметь в виду, что автобусные междугородние перевозки сопряжены с графиком движения поездов и авиарейсов, которые осуществляются, в том числе, и в ночное время. Географические особенности нашей страны таковы, что многие маршруты даже в масштабах одного субъекта Российской Федерации превышают 1000 км. В регионах, расположенных за Полярным кругом, полярная ночь длится несколько месяцев. Следовательно, согласно проекту постановления, в этих районах междугороднее автобусное сообщение на соответствующий период времени вообще должно быть прекращено. Запрет на ночные автобусные перевозки противоречит международным правовым актам: Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств (ЕСТР) от 1 июля 1970 года, в котором нет ограничений по движению автотранспортных средств в ночное время; Конвенции международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа стран СНГ от 9 октября 1997 года, в которой также нет подобных ограничений; межправительственным соглашениям о международном автомобильном сообщении с иностранными государствами, в которых нет запрета на ночные перевозки. Как отметил в своем обращении Сергей Шпилько, решение проблемы безопасности автобусных пассажирских перевозок, помимо улучшения качества дорог и развития транспортной инфраструктуры, связано, в первую очередь, с соблюдением правил работы водителей автотранспортных средств и скоростного режима. Необходимая правовая база для этого в России, в основном, уже создана. Необходимо принятие ведомственных нормативных актов, направленных на усиление соответствующего контроля со стороны Ространснадзора и ГИБДД в частности, технического состояния выходящих на маршрут автобусов, использования тахогрофов и их показаний в части соблюдения требований режима работы водителей и скоростного режима. Это конструктивнее, чем запрет на ночные автобусные перевозки, ограничивающий права предпринимателей, потребителей и конкуренцию в сфере пассажирского транспорта. Кроме того, проектом предусмотрено внесение изменений в п. 93 «Правил перевозки пассажиров и багажа» в части условий заключения договора фрахтования в виде заказа-наряда. В частности, предполагается ввести обязательное уведомления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о заказной перевозке с одновременным предоставлением персональных данных о пассажирах и получения соответствующего регистрационного номера рейса. Но фрахтователь, с учетом технологии продаж заказных автобусных перевозок, как правило, заранее не знает, каков будет окончательный список пассажиров. Кроме того, открытым остается вопрос, в каком режиме в будние и выходные дни Ространснадзор будет регистрировать заказные перевозки. Это также приведет к дополнительным государственным затратам и ничем не оправданным административным барьерам в деятельности турбизнеса и автоперевозчиков. Сложившаяся практика таких перевозок, и корпоративных, и туристических, позволяет собирать и передавать заинтересованным органам власти персональные данные пассажиров исключительно в режиме реального времени. По мнению РСТ, такой механизм может быть разработан с участием представителей бизнес-сообщества. Президент РСТ обратился в Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ с просьбой направить проект постановления Правительства РФ на доработку с участием предпринимательских объединений, представляющих интересы автотранспортных предприятий и туристических организаций.