На прошедшем в Москве во вторник заседании Общественной палаты руководство Росавиации еще раз подтвердило, что готово пересмотреть действующую систему согласования чартерных программ с назначенными перевозчиками. Как сказал начальник Управления перевозок Росавиации Андрей Круглов, время для этого действительно пришло. "Мы сейчас активно работаем с Минтрансом, чтобы усовершенствовать нормативную базу касательно необходимости согласования чартерных программ с назначенными перевозчиками, чтобы приблизить ситуацию к реалиям", - рассказал он на заседании. Причем, по словам А. Круглова, проект изменений может появиться уже в самое ближайшее время. По словам руководителя транспортной комиссии ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрия Горина, институт назначенных перевозчиков на нынешнем этапе заметно тормозит развитие конкуренции на рынке авиаперевозок, особенно в сфере туризма. "Нужно постепенно менять межправительственные соглашения, согласно которым у нас сохраняется действующая система назначенных перевозчиков. Сейчас у нас 135 таких соглашений. Причем, 75 из них благополучно перекочевали из советских времен. По этим соглашениям, на некоторых направлениях есть лишь по одному назначенному перевозчику с каждой. По этой схеме до сих пор осуществляется воздушное сообщение с Парижем, Миланом, Римом, некоторыми городами Швейцарии", - пояснил он. Согласно вызвавшему бурные протесты, но до сих пор не отмененному приказу Минтранса РФ N 92, именно с назначенным перевозчиком надо согласовывать любой чартер, организуемый на конкретном маршруте. Назначенный перевозчик имеет право отказать в согласовании, если, как он считает, выполнение этих рейсов наносит ему вред. Другими словами, назначенный перевозчик фактически стал регулятором рынка, отсекая ненужных конкурентов. Это сдерживание конкуренции, в свою очередь, позволяет монополистам-перевозчикам держать высокие цены независимо от спроса. В сезон ситуация осложняется еще одним этапом согласований – допуском чартерного перевозчика на маршрут со стороны самой Росавиации. В результате всех допусков, согласований ситуация на рынке туристических перевозок сложилась крайне неровная и неудобная как для бизнеса, так и для потребителей: в Греции, например, избыток рейсов, а по Болгарии и Тунису – серьезная "недостача". Многие участники рынка уверены, что назначенные перевозчики должны отмереть как атавизм. "Эта концепция давно устарела морально, - сказал на заседании заместитель генерального директора авиакомпании по внешним связям "Трансаэро" Дмитрий Столяров. - Европа готова открыть нам свое воздушное пространство, также нужно действовать и нам. Решить проблему назначенных перевозчиков легко – надо только, чтобы Минтранс перестал лоббировать интересы одной, известной всем, авиакомпании". Как заметил также эксперт, если отмена института назначенных – процесс не быстрый, то согласования с ними можно отменить уже сейчас, по крайней мере, на массовых туристических направлениях.