В ожерелье городов-спутников Петербурга каждый имеет свое неповторимое лицо.
Петродворец и Пушкин знамениты императорскими резиденциями и парками. Кронштадт известен фортами и доками, Колпино – старинными заводами. На этом ярком фоне курортный Зеленогорск долгие годы ничем особо не выделялся.
Главная улица города, как было положено в советские годы, носит имя Ленина, ведет от железнодорожного вокзала до парка на берегу залива и украшена стандартным памятником вождю...
Но за несколько последних лет Зеленогорск стал центром петербургской скульптуры в общественных пространствах. Сейчас уже не столь важно, кто появился раньше, «Териокский ежик» или «Цветочная карета». В любой сезон, и даже зимой, когда под снегом прячется популярный Золотой пляж, эта скульптура создает уютную атмосферу, свойственную дружелюбным городам.
Георгий Вицин, он же Бальзаминов из фильма по пьесе Островского, вежливо снимает шляпу перед Владимиром Ильичом. Официозный монумент одомашнивается, становится участником разговора о простом и вечном, который ведут выразительные металлические персонажи. Они как будто общаются между собой, но вовлекают в диалоги зрителей, которые шагают по проспекту Ленина по своим важным занятиям или прогуливаются там безо всякого дела.
«Читающий муравей» около входа в Детскую библиотеку ненавязчиво приглашает к чтению. Видавшие виды «Ботинки неизвестного дачника» напоминают: мы находимся на курорте, который уже второе столетие не выходит из моды.
Уважительный «Хлеб» выглядел бы слишком пафосно для декоративной скульптуры, но спасает мышка, которая деловито выбирает между батоном, караваем, сушкой и бубликами. Изогнувшаяся «Такса» в попонке представляет собой небольшую скамью. Но будем гуманнее к нашим братьям меньшим, такса создана для охоты, а не верховой езды.
«Бабушкин стульчик» с непременными круглыми очками и вязанием нравится не только внучкам и внукам, но и самим бабушкам.
...На обратном пути из Зеленогорска вспомнилось, что почти десять лет назад художник Виктор Сиваков придумал большую программу установки декоративной скульптуры для всего Большого Петербурга. Он собрал идеи ведущих скульпторов, объединил их в красивый альбом и представил городским властям. Разумеется, в мегаполисе иные, чем в курортном городе-спутнике, масштабы и задачи. Работу похвалили и спрятали до лучших времен.
Видимо, они еще в Петербурге не наступили.