Основатели туристической фирмы FunFabrika продают знания. Они показывают, как заворачивают шоколад в обертку, как изготавливают фарфор и в чем секрет валенок. Михаил Сибгатулин вместе с сестрой Ириной Пискун открыли в конце февраля компанию FunFabrika, которая организует экскурсии на действующие фабрики и заводы. Бизнес-идею заимствовали в Европе, где сейчас бум промышленного туризма. «Людям интересно видеть, как производят то, что они покупают. Интересно понимать, что входит в состав того или иного продукта, вещи. Важно знать, за что они платят деньги», -- говорит Михаил. Он добавляет, что еще во времена Советского Союза школьников водили на кондитерские предприятия: в Москве на «Красный Октябрь», в Ленинграде -- на фабрику им. Крупской. Предприниматели организуют экскурсии на студию документального кино, винно-водочный завод «Ладога», Юго-Западные очистные сооружения «Водоканала», на завод военного кораблестроения «Северная верфь». Для продвижения используют социальные медиа (блог, аккаунт в «Твиттере», группу «Вконтакте»). Анастасия Елисеева, руководитель компании «НЭП» («Небанальные экскурсии и путешествия по Петербургу»), считает, что доходность бизнеса во многом будет зависеть от договоренностей с заводами. «Например, если завод захочет получить не менее 5 тыс. рублей за одну экскурсию, то цена билета будет не из дешевых. Кроме того, некоторые производства сами проводят бесплатные экскурсии. Например, так делает компания «Балтика», -- говорит Анастасия Елисеева. На заметку В Петербурге много идеальных с туристической точки зрения промышленных предприятий, основанных еще до революции. Например, Северная верфь пережила и революцию, и Вторую мировую войну, и распад Советского Союза.