Фестивали света стали в наши дни визитной карточкой многих городов мира. «Огонек» присмотрелся к самым ярким и смелым экспериментам в области архитектуры света и вспомнил их предысторию.
Фото: Hemis / AFP
Многие фестивали возводят свою генеалогию к знаменитому Празднику света в Лионе, забывая при этом, что сам Лион отмечает день рождения этого праздника дважды. Впервые огни озарили город в 1643 году, когда он просил заступничества у Девы Марии от надвигающейся с юга чумы. Чудо не заставило себя ждать — болезнь обошла Лион стороной. А вот второй праздник света (и настоящий, как уверены многие) родился в 1852-м, когда река Сона вышла из берегов, грозя затопить город и вознесшуюся над ним часовню на холме Фурвьер. Свет снова выручил: когда все жители поставили в окнах по свече, небо прояснилось, река вернулась в свои берега. Кстати, и современный формат Лион изобрел тоже первым, догадавшись на рубеже XX и XXI столетия превратить праздник возрастом в несколько веков из оберега от несчастий в визитку города. Эффект превзошел ожидания: каждый декабрь инсталляции-конструкторы, подсвеченные фонтаны и светошоу на центральной площади привлекают в полумиллионый Лион до 3 млн туристов.
Фото: ABACAPRESS.COM / ТАСС
Самое высокотехнологичное «светопредставление» каждый год разворачивается в нидерландском Эйндховене. Хотя формально ему в этом году исполнится всего 15 лет, главными вдохновителями местные жители считают братьев Антона и Джерарда Филипсов, которые в 1891-м открыли здесь небольшую фабрику по производству лампочек, а уже через несколько лет поставляли лампы для освещения Зимнего дворца, Эйфелевой башни и даже пирамид в Гизе. Каждый год огни фестиваля Glow на неделю разрывают ноябрьскую хмарь своими авангардными инсталляциями, видеопроекциями на фасадах строгих церквей и прочими дерзкими экспериментами в области видеоарта от мастеров игры со светом из разных уголков мира.
Фото: Reuters
Крупнейший фестиваль светомузыки в Южном полушарии каждый год на рубеже мая и июня принимает Сидней. Уже 17 лет подряд на фестиваль «Яркий Сидней» съезжаются художники, чтобы обменяться секретами мастерства, поэкспериментировать с футуризмом австралийской архитектуры и «поговорить» с публикой на языке инсталляций о пользе солнечной энергии, бережном освоении океанских глубин и защите исчезающих видов животных. Результат не оставил бы равнодушным самого искушенного сюрреалиста. Неоновые черепахи плывут прямо по набережной среди толпы, исполинские огненные цветы распускаются на фасаде Сиднейского оперного театра, а объединяет всю эту световую феерию музыка — у каждой инсталляции свой голос.
Фото: The Yomiuri Shimbun / AFP
Когда после страшного землетрясения 17 января 1995 года (одно из крупнейших в истории Японии) город на острове Хонсю погрузился в холод и мрак из-за перебоев с электричеством, символом надежды и возрождения стала самая обычная лампочка. В том же году итальянское правительство подарило Японии более 200 тысяч светильников, а устанавливать их взялись местные художники при помощи знаменитого архитектора света Валерио Фести. С тех пор каждый год на две недели января Кобе приглушает городскую иллюминацию и закрывает улицы для автомобилей, чтобы по центру могли беспрепятственно гулять прохожие и любоваться светом сотен тысяч лампочек, каждая из которых бережно раскрашена вручную.
Фото: The Yomiuri Shimbun / AFP