65% учреждений среднего образования в Санкт-Петербурге не организуют для своих учащихся ни туристские поездки по России, ни экскурсии по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
Причины многочисленны: это и отсутствие программ софинансирования со стороны государства, и низкая мотивация педагогов, и существенные административные барьеры. Все это показал опрос представителей городских образовательных учреждений, проведенный студентами магистерской программы СПбГУ по заказу Комиссии по детскому и молодежному туризму и отдыху Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии.
Чтобы понять основные препятствия, стоящие на пути эффективной совместной работы турфирм и образовательной среды Санкт-Петербурга, Комиссия запустила исследование, участие в котором приняли 130 учреждений: 92 общеобразовательных школы, 24 гимназии и лицея, а также 14 спецшкол (коррекционных, с углубленным изучением языка и т.д.).
«Мы планировали, что результаты будут далеки от идеала, но таких прискорбных итогов не ожидал никто», - говорит председатель Комиссии, директор компании «Петротур» Игорь Мазулов. В I полугодии 2013/2014 учебного года в турпоездки по России длительностью свыше 24 часов выезжали дети всего из 18 учебных заведений (14% от числа всех опрошенных), на экскурсии продолжительностью менее суток учеников отправляли 27 школ и гимназий (21%). Остальные участники опроса предпочитают в принципе держаться в стороне от организации детских поездок.
Самими популярными экскурсионными направлениями оказались окрестности Петербурга, Ленинградская область и Великий Новгород. С длительными турпоездками дети чаще всего бывают в городах Золотого и Серебряного кольца, Москве, Кижах, Карелии, в Нижнем Новгороде и Казани. Летом случаются эпизодические путешествия на Черное море и на Кавказ. Учащиеся школ с углубленным изучением иностранных языков в основном выезжают по международному обмену за границу.
Опрос показал, что почти 60% образовательных учреждений, которые все-таки организуют экскурсионные или туристские поездки для детей, прибегают к помощи турфирм, при этом у 45% из них есть постоянные партнеры среди туристских компаний. При подборе тура или экскурсии представители учебных заведений черпают информацию из каталогов, присланных по почте, и сети Интернет (по 36% опрошенных соответственно), а также ориентируются на рекомендации родителей и выбор муниципалитета. В подавляющем большинстве случаев координирует работу по организации поездки заместитель директора по воспитательной работе (73% ответов) или директор школы (15%).
В половине охваченных исследованием учебных заведений нет ни информационного уголка, ни раздела на сайте, который был бы посвящен поездкам или наличию путевок в детские оздоровительные лагеря. Родителей о предстоящих туристских поездках оповещают на родительском собрании (55% ответов), путем записей в дневнике или объявления на информационном стенде (по 15% соответственно). В 11% случаев информация вывешивается на сайте, ещё в 4% - ведется группа в социальных сетях.
Что же мешает систематически организовывать детские поездки по России? По мнению сотрудников образовательных учреждений, это прежде всего отсутствие софинансирования со стороны государства или муниципалитета (28% из числа всех опрошенных), высокие административные барьеры (21% ответов), отсутствие стимулов при высокой степени ответственности (18% респондентов) и нехватка денег у родителей (16%). При этом 90% опрошенных уверены, что их учебное заведение приняло бы участие в программах софинансирования поездок школьников, если бы таковые существовали, а 56% осведомлены о поручении президента России Владимира Путина об организации экскурсионных и туристских поездок учащихся.
«Получается, против школьного туризма играют сразу несколько факторов, - отмечает директор Северо-Западного отделения РСТ Екатерина Шадская. – С одной стороны, требования к перевозкам и условиям поездок детей все время стремятся ужесточить. К примеру, требования к автобусному парку стали настолько суровы, что в городе таких автобусов уже и не найти. С каждым годом растет количество бумаг, которые нужно подать, чтобы куда-либо вывезти школьников». При этом стимула заниматься такими вещами у большинства ответственных лиц нет – только в 30% случаев учебные заведения готовы дополнительно поощрять их за подобную работу. Результат плачевен и предсказуем, резюмирует руководитель общественной организации: только 30% респондентов ответили, что их школа, гимназия или лицей планируют хотя бы одну поездку во втором полугодии этого учебного года.
У Игоря Мазулова есть несколько конструктивных предложений, которые могли бы помочь исправить ситуацию. Первая инициатива – назначать в каждой школе из числа педагогов координатора туристско-экскурсионных поездок учащихся. «У заместителя директора много задач, поездки и экскурсии могут быть в числе последних по значимости, - говорит председатель профильной Комиссии СЗРО РСТ. – Координатор же, будучи, к примеру, историком или географом, может взять в свои руки все взаимодействие с турфирмами, которые тогда бы работали адресно и имели постоянный контакт со школьной средой». Такая схема организации работы пойдет на пользу и образовательным учреждениям, и турфирмам.
Импульсом к преодолению «пропасти» между школами и турбизнесом может также стать проект формирования общегородских туристских программ по выезду учащихся в те или иные регионы России. Такие поездки удачно иллюстрировали бы те или иные аспекты школьной программы, а участие в них принимали бы сразу несколько образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
«Сейчас мы прорабатываем идею сделать такой выезд в Москву на осенние каникулы, - рассказывает Игорь Мазулов. – Поскольку поездка будет финансироваться родителями, а не из бюджета, она должна быть доступной по цене. Чем больше школ войдет в этот «пул», тем более выгодные условия за счет большого объема предложат отели и музеи». Если туроператорам удастся заручиться поддержкой Комитета по образованию Санкт-Петербурга, проект может стать тем «пробным камнем», который «сломает лед» между чиновниками, педагогами и бизнесом.
У инициатив Комиссии есть все шансы на успех, ведь систематическая работа по развитию детского и молодежного туризма ею ведется уже давно. «В том, что принят новый СанПиН, который существенно упростил перевозку организованных групп детей по железной дороге, есть заслуга Санкт-Петербурга. Анатолий Есиков, руководитель московского офиса компании «Петротур», стал голосом турбизнеса Северной столицы в Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма под руководством Сергея Минделевича. Именно Анатолий активно защищал и продвигал те изменения, которые так нужны были всем туроператорам, занимающимся детским туризмом», - говорит Екатерина Шадская.
Пресс-служба СЗРО РСТ