Миграция отдыхающих на юг может в этом году превратиться в эмиграцию. По крайней мере, если говорить о курортах, уютно расположившихся на побережье Черного моря. Согласно официальным данным, билеты на южные направления России сейчас есть. Уехать в братскую Украину тоже возможно. А вот вернуться оттуда почти нереально. С самолетами ситуация такая же. ОАО «Федеральная пассажирская компания» («дочка» компании «Российские железные дороги») в данный момент обладает необходимым количеством билетов, чтобы удовлетворить спрос жителей страны на море. По официальным данным, из Петербурга на время написания этого обзора больше всего мест было на Адлер (больше 25 тысяч, из них 9,8 тысячи мест — плацкартные). Без билета не останутся и желающие уехать в Новороссийск, Анапу, Кисловодск и Минеральные Воды. Вернуться в Петербург им также проблемы не составит. Да и стоимость билетов вполне способна удовлетворить даже самый взыскательный вкус. Любители путешествовать с комфортом (те, что по разным причинам не хотят лететь на самолете) могут съездить в Анапу, заплатив за люкс 8 995 рублей. К слову, цена купе до Симферополя сейчас достигает 7,8 тысячи рублей. В плацкарте разница также почти в тысячу. Естественно, «в пользу» отечественных курортов (3 500 против 2 458 рублей). Но дороговизна столь популярного, по данным игроков туристического рынка, Крыма не идет ни в какое сравнение с дефицитом билетов в этом направлении. Уехать туда не сложно — регулярно курсируют несколько поездов между Петербургом, Евпаторией, Феодосией, Симферополем, Одессой. А вот вернуться обратно в конце августа почему-то почти невозможно. Так, простояв несколько часов в очереди, можно столкнуться с ситуацией, когда кассир говорит: «Остался один билет, купейный, верхний. Цена — 7 800». Все попытки выяснить, есть ли билеты на соседние даты, заканчиваются ничем. Кстати, до Крыма дешевле, да и, наверное, проще (для путешественников, не имеющих детей) добираться через Киев. Для сравнения, билет до Симферополя из столицы Украины в купе стоит 140 гривен (около 500 рублей). Но и из Киева «билетов, извините, нет». В качестве пересадочного узла можно также использовать, например, Гомель и Минск. Оттуда до Петербурга билет стоит меньше 2 тысяч рублей. Правда, состыковать поезда нужно умело. «Мать городов русских» - самый удобный населенный пункт для пересадки. Согласно данным сайта Украинских железных дорог, поезда на побережье Черного моря следуют практически каждый час. Добраться до российско-украинского юга можно и еще более нетривиальным способом — на автобусе. Из Москвы в Анапу поездка туда-обратно обойдется в 4 тысячи рублей с человека, из Петербурга в Одессу — 5 тысяч рублей. Самолет, теоретически, более удобный и комфортный транспорт для летних поездок в отпуск. Однако в отсутствие нормальных дискаунтеров в России стоимость полета составляет от 10 тысяч рублей до Симферополя (через Киев) и 14-ти — до Адлера. Для сравнения, перелет до Барселоны через Мюнхен (при удачном стечении обстоятельств, о котором любой владеющий Интернетом может позаботиться) стоит от 5 тысяч рублей туда и обратно. Правда, в последнее время задержки рейсов происходят все чаще. Так, 15 и 18 июля проблемы возникли у пассажиров, направляющихся из Петербурга в Грецию и Испанию (и, соответственно, обратно) — вылеты задерживались сразу на несколько часов. В июне на 9 часов позже вылетел самолет до Анталии авиакомпании «Ютейр», на 4,5 – борт до кипрской Ларнаки компании «Россия», на 5 – до Болгарии Bulgaria Air. В июле на 5 часов позже улетел самолет до Родоса «Уральских авиалиний», борт до Варны все той же Bulgaria Air – на 6 часов.