20 июня в Музее Китайского Великого Канала (Янчжоу) открылась выставка «Русский авангард».
На ней представлено около 60 произведений крупнейших мастеров отечественного авангарда Казимира Малевича, Марка Шагала, Павла Филонова и Василия Кандинского из коллекции Русского музея. Среди них шедевры «Зеркало» (1915) и «Прогулка» (1917) Марка Шагала, «Кому нечего терять» (1911-1912), «Формула весны» (1922-1923) и «Зверь» (1925-1926) Павла Филонова, «Красный квадрат» (1915), «Корова и скрипка» (1913) и «Автопортрет» (1933) Казимира Малевича, «Сумеречное» (1917) и «Золотое облако» (1918) Василия Кандинского.
Выставка Русского музея «Русский авангард» – первый в Китае показ уникального художественного явления, сформировавшегося в России в первые два десятилетия ХХ века.
«Выставка русского авангарда в Китае – это поистине историческое событие в рамках перекрёстных годов культуры России и Китая 2024-2025. Русский музей хорошо понимает значение этих Годов для всего комплекса отношений наших великих держав, а также свою миссию по представлению шедевров русского искусства нашим китайским друзьям. Коллекция русского авангарда, находящаяся в собрании нашего музея, крупнейшая в мире. Работы Казимира Малевича, Марка Шагала, Павла Филонова и Василия Кандинского – а это главные имена авангарда – Русский музей впервые привозит в Китай. Без этих произведений невозможно не только понять авангард, но и представить историю русского и мирового искусства», – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Русский музей обладает крупнейшей в мире коллекцией русского авангарда. Многие выдающиеся художники сами передавали сюда свои работы после выставок. Позднее, в 1930 – 1980-е годы, их наследники также предпочитали дарить произведения Русскому музею. Так, в его коллекции оказались живопись и графика Казимира Малевича (около 200 произведений) и Павла Филонова (более 300 работ).
На рубеже 1910 – 1920-х годов новое государство само активно пополняло музеи современным для того периода искусством. В 1926 году в музей попало собрание Музея Художественной Культуры, активно комплектовавшееся самими авангардистами. И позже многие наследники знаменитых художников дарили произведения именно Русскому музею. Благодаря этому в нашей коллекции сложилось уникальное собрание живописи и графики Казимира Малевича (около 200 работ) и Павла Филонова (около 300 работ).
Новаторское искусство авангарда до сих пор оказывает значительное влияние на мировую культуру. В состав экспозиции вошли произведения четырёх гениев русского авангарда Василия Кандинского, Казимира Малевича, Павла Филонова и Марка Шагала, наиболее ярко и разнообразно представляющие авангард в период его развития и расцвета в России.
Произведения каждого из представленных на выставке художников сопровождаются фильмами о них, подготовленными Русским музеем. В экспозицию также включены материалы, которые познакомят зрителей с поэзией и иллюстрациями Василия Кандинского и с иллюстрациями Павла Филонова к стихам одного из основоположников русского футуризма Велимира Хлебникова.
Русский музей представляет на выставке фильм, посвященный реконструкции оперы-буфф выдающегося композитора-авангардиста Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». В 1913 году Малевич работал над эскизами декораций и костюмами к этой постановке. Именно в этих эскизах впервые возникло изображение ставшего легендарным «чёрного квадрата», означавшее тогда пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.
Выставка в Янчжоу продлится до 20 сентября, после чего продолжит свое путешествие по крупнейшим городам Китая. Ее увидят посетители Музея культуры Цзяннань в Ханчжоу – столице провинции Чжэцзян, одной из семи древних столиц Китая. В конце 2024 года шедевры отечественного авангарда из коллекции Русского музея будут выставлены в Художественном музее Тяньфу в Чэнду – столице провинции Сычуань.
Фото Rusmuseum.ru