Компания Costa Cruises обнародовала программу компенсации ущерба пассажирам и запросила у российских туроператоров контактные данные на всех пострадавших, чтобы лично с каждым обсуждать компенсационные выплаты. Как сообщили АБН в Северо-Западном региональном отделении Российского союза туриндустрии, компания Costa Cruises обнародовала программу компенсации ущерба пассажирам, находившимся на затонувшем лайнере Costa Concordia. Данная программа включает в себя: – покрытие всех медицинских расходов (при документальном подтверждении); – полный возврат средств за несостоявшийся круиз и перелеты, даже если авиабилеты не были приобретены через компанию Costa; – компенсация утраченных личных вещей (точная сумма будет озвучена в ближайшие дни); – аннуляция всех бортовых расходов пассажиров, то есть с кредитных карт ничего не будет списано, даже если турист, находясь на лайнере, делал какие-то покупки или оплачивал услуги; – компенсация наличных депозитов, размещенных на борту. Как сообщает РСТ со ссылкой на круизную компанию, схема компенсации будет уточнена в ближайшее время. В этой программе ничего не говорится о моральном ущербе, однако, как полагают туроператоры, работающие с Costa, это не значит, что компания не сделает соответствующих предложений. 16 января Costa запросила у российских туроператоров контактные данные на всех пострадавших, чтобы лично с каждым обсуждать компенсационные выплаты. А 15 января было объявлено о компенсациях тем туристам, которые планировали отправиться в круизы на лайнере Costa Concordia в январе-феврале 2012 года. Таким образом, Costa Cruises продемонстрировала, что не снимает с себя вины за катастрофу круизного лайнера и готова отвечать перед пассажирами. Однако, считают в РСТ, если посмотреть российские СМИ, возникает ощущение, что все совсем наоборот. Активно муссируется тема судебных исков против компании Costa, в том числе коллективных, которые должны предъявлять туристы, уже публикуются предложения – разумеется, коммерческие – по подготовке документов и юридическому сопровождению судебного процесса. Это вводит в заблуждение пострадавших пассажиров, которые опасаются, что могут упустить момент и не получить ничего. Более того, выясняется, что некоторые из тех, кто еще находится в Италии, уже подписали договор с адвокатом, которого им там же порекомендовали. Но прежде, чем принимать решение о подготовке иска, надо хотя бы выслушать конкретные предложения Costa Cruises. «Позиция компании Costa свидетельствует о возможности внесудебного решения вопроса по компенсациям. Пассажирам лайнера Costa Concordia следует дождаться официальных и конкретных предложений о возмещении причиненных убытков, – говорит глава Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. – И даже если они не поступят в ближайшее время, то сначала все-таки надо предъявить досудебное требование, сделать калькуляцию причиненного ущерба и определить сумму компенсации морального вреда. Не следует спешить с исками и вступать в дорогостоящие судебные процессы, когда очевидны перспективы добровольных выплат со стороны круизной компании. Тем более рано говорить о консолидации исковых требований по возмещению морального вреда, который определяется судом строго индивидуально». Подробные разъяснения с точки зрения российского законодательства уже опубликованы на сайте Роспотребнадзора. По всем нашим законам возвращать туристам деньги должны туроператоры, потому что даже крушение круизного лайнера – это «ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору». Однако в случае с затонувшим судном интересы пострадавших регламентируются не только российским законодательством. Поэтому вопрос компенсаций завтра будет обсуждаться в Ростуризме с участием специалистов по международному морскому праву, туроператоров, представителей отраслевых общественных организаций, сообщается на сайте РСТ.