В туристической сфере Москвы заняты более полумиллиона человек. Город стремится выстраивать доверительные отношения с индустрией, привлекает новые кадры и помогает углублять компетенции уже состоявшихся специалистов.
Москва остается одним из самых популярных туристических направлений усилиями тысяч гидов, отельеров, организаторов туров и других профессионалов индустрии. Город стремится выстраивать доверительные отношения с индустрией, привлекает новые кадры и помогает углублять компетенции уже состоявшихся специалистов. Например, с этого года представители столичной туротрасли могут получить новые знания и навыки в рамках проекта «Школа гостеприимства». Онлайн-курсы рассчитаны на гидов, туроператоров, отельеров, MICE-агентов. По окончании обучения выпускники получают лицензированное удостоверение о повышении квалификации.
Москва наращивает молодой кадровый потенциал. Программа «Твой старт в туризме» позволяет студентам московских профильных вузов и колледжей полностью погрузиться в жизнь современной туристической отрасли, на практике изучить актуальные тренды и познакомиться с работодателями.
Более полумиллиона человек заняты в столичной туротрасли. Об особенностях и перспективах работы в столице рассказали продюсер туристических впечатлений, экскурсовод и менеджеры популярных видов туризма.
Этот вид туризма дает возможность заглянуть внутрь производств и узнать, как работают металлургические цеха, шоколадные фабрики, горнодобывающие предприятия, инновационные технопарки. Менеджеры этого направления организовывают туристические программы так, чтобы они были интересны участникам и при этом не мешали производствам.
«Главный плюс работы — видеть результат собственной деятельности, что все не зря, что твоя работа не уходит в стол, а радует, развивает, воспитывает и просвещает людей», — подчеркивает Елизавета Блинова, ведущий специалист по промышленному туризму.
Промышленный туризм предоставляет возможность рассказывать об истории предприятий и продвигать передовые технологии в наукоемких сферах. Кроме того, он способствует формировать престиж рабочих профессий среди молодежи. Экскурсии на предприятия могут быть частью профориентационных программ. Например, с 2012 года в Москве действует акция «День без турникетов». Ее участники знакомятся с ведущими производителями и востребованными в городе специальностями на экскурсиях и мастер-классах.
Познакомиться с другой культурой, отдохнуть и в то же время приобрести полезные навыки позволяют образовательные туры и экскурсии. Такими поездками занимается менеджер по образовательному туризму — об этой специальности рассказывает и городской онлайн-проект «Карта профессий».
Елена Кожемякина, представитель этой профессии, организовывает экскурсии на иностранном языке для взрослых учеников языковых курсов, а Анна Кутенкова основала собственный проект образовательных экскурсий и путешествий.
Пресс-служба Комитета по туризму города Москвы
«Москва — это четкая организация процессов, быстрая адаптация к спросу, а экскурсии, с которыми работаем, больше, чем в других городах, ориентированы на современность», — рассказывает Елена Кожемякина.
Анна Кутенкова тоже отмечает развитость в Москве кластера образовательно-туристических услуг.
«Гиды могут все так же использовать классические локации — ту же самую Красную площадь, но ставят во главу угла цель именно увлечь школьников информацией, рассказать так, чтобы запомнилось. Множество людей, заинтересованных в профессии, создает высокую конкуренцию и задает уровень услуг», — подчеркивает менеджер.
Путешественники все чаще отдают предпочтения индивидуальным турам, уникальным маршрутам и нестандартному опыту. Тренд на персонализацию поездок поддерживается ростом событийного туризма: Москва регулярно становится площадкой для фестивалей и форумов международного масштаба, которые генерируют дополнительный туристический поток. Это в том числе создает и новые рабочие места. Так появилась профессия продюсера туристических впечатлений, требующая креатива, сильных организаторских навыков и широкого набора знаний — от юридических тонкостей до понимания туристического спроса.
Пресс-служба Комитета по туризму города Москвы
Игорь Фомин, продюсер туристических впечатлений, организатор и участник крупных событий — от тематических фестивалей до дней городов, отмечает, что ему в работе в том числе помогает первое образование, полученное по инженерной специальности. Такие знания позволяют оценить безопасность площадки для мероприятия.
«Еще очень важная черта — насмотренность, количество мероприятий, которые ты посетил, проанализировал. Туристические впечатления — широкая тема, и, чтобы найти оригинальный подход к ней, стоит попробовать на себе разные форматы: можно сходить на музыкальный фестиваль в лесу, а можно прогуляться по ночным крышам Москвы», — считает Игорь Фомин.
Профессия, которая появилась в российском туризме сравнительно недавно, — глухой экскурсовод. Это носитель языка, глухой или слабослышащий человек, который проводит экскурсии для людей с такими же ограничениями слуха на русском жестовом языке. Таких специалистов уже десятки по всей стране — от Калининграда до Санкт-Петербурга, от Москвы до Читы.
Пресс-служба Комитета по туризму города Москвы
Профессия востребована в Москве как в городе с благоприятными условиями для глухого и слабослышащего сообщества. Как утверждает исполнительный директор Ассоциации глухих и слабослышащих экскурсоводов, гидов и гидов-переводчиков России Марина Чернова, люди с инвалидностью по слуху стремятся в столицу и ощущают себя здесь комфортно.
«Москва — флагман нашей профессии. Первый глухой дипломированный экскурсовод появился именно в Москве. Это происходит в том числе благодаря музеям, в частности Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, и другим центрам, которые активно работают с глухим сообществом», — говорит Марина Чернова.
Сектор MICE (от английского Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) — область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. Этот сектор очень важен в развитии столичной туристической отрасли: каждый пятый гость Москвы прибывает в город с деловыми целями. При этом, как объясняет MICE-менеджер Наталия Горбачева, бизнес-события, в том числе корпоративные мероприятия, все чаще пересекаются с другими сферами жизни и приобретают новое значение.
«Если раньше корпоратив ассоциировался с бегом в мешках, то сейчас это могут быть социальные проекты, приглашение на обучение специалистов — те поделятся знаниями, которые пригодятся команде в развитии корпоративной культуры. Разные отрасли начинают пересекаться с туризмом, это очень здорово», — считает Наталия Горбачева.
По ее словам, профессия MICE-менеджера расширяет кругозор, дает возможность путешествовать, общаться с большим количеством людей и решать нестандартные ситуации.
Фото Пресс-службы Комитета по туризму города Москвы