Вместе с другими предметами из коллекции нашего музея летом он отправится на выставку «Книжный мир семьи Романовых» в Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера.
На выставке будут представлены библиотечные раритеты из собрания Павловска и портреты их владельцев.
Великий князь Михаил Павлович (1798-1849) – младший, порфирородный сын императора Павла I, владелец Павловска с 1828 года по 1849. Изображен в мундире Лейб-Гвардии Литовского полка нового образца с красным нагрудником и серебряным шитьем; со звездами орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Владимира 1-й степени, с крестом ордена Св. Георгия 2-й степени, со звездой и крестом польского ордена «Virtuti military» 1-й степени, с медалями за русско-турецкую войну 1828-1829 годов и за штурм Варшавы в 1831 году, а также со знаком отличия за 15 лет беспорочной службы, который получил в том же 1831 году.
Судя по изображенным наградам портрет, скорее всего, был выполнен после участия Михаила Павловича в подавлении польского восстания в 1831 году. Великий князь прибыл в Польшу на помощь своему старшему брату, великому князю Константину Павловичу – наместнику в Царстве Польском, где участвовал в штурме Варшавы и руководил осадой крепости Модлин.
Авторство портрета связывают с именем известного прусского мастера портретного и батального жанров Франца Крюгера (1797-1857). Художник работал в России с 1832 года по 1851 год по приглашению императора Николая I, бывая в Петербурге наездами и возвращаясь в родной Берлин. Итогом этого пребывания стали портреты членов царской семьи, представителей аристократического круга, а также картины, отражающие военно-придворный быт эпохи. Большая часть этих произведений находится в Государственном Эрмитаже, в Павловске хранится шесть живописных портретов, связанных с именем Крюгера.
В июне 1832 года мастер приезжал в Петербург для работы над парадным портретом Александра I для Военной галереи Зимнего дворца. До своего отъезда в Берлин в течение года он написал большое количество портретов, среди которых был и портрет Михаила Павловича, который тиражировался в гравюре и в живописных копиях. Несмотря на то, что портрет происходит из собрания императора Александра II, павловский вариант нельзя считать бесспорным произведением Крюгера по двум причинам: во-первых, нет подписи автора, а во-вторых, живопись портрета неоднородна: мундир и фон написаны с гораздо меньшим мастерством, чем лицо, над которым мог работать сам художник.
Художник-реставратор музея-заповедника «Павловск» Полина Цветаева уже выполнила важный технический этап по устранению деформации основы и укреплению живописи и грунта. Впереди работа над раскрытием авторской живописи от слоев сильно пожелтевшего лака, по завершению которой портрет приобретет экспозиционный вид.
Фото Pavlovskmuseum.ru