В пятницу 11 мая в испытательное плавание с первыми туристами на борту вышел новый российский круизный «проект» - теплоход ПКС-40 «Сура». Теплоход спроектирован нижегородскими инженерами-конструкторами под руководством Евгения Фальмонова. Пока это единственный речной круизный теплоход, построенный в современной России. Уникален и сам тип судна. «Сура» - колесный теплоход с электрическим приводом гребных колес. Особенность двигательной системы позволяет судну экономить топливо по сравнению с винтовыми двигателями примерно на 40%, а также не только разворачиваться на 180 градусов, но и иметь очень низкую осадку, всего 0.67 метра. Это особенно выгодно для круизов по малым рекам России. Впрочем, и Ока, по которой «Сура» прошла свое первое плавание, в летний сезон отличается очень низким меженным уровнем. Теплоход может развивать скорость до 12 километров в час. Среди других возможностей судна - способность самостоятельно сниматься с мели, причаливать в любом месте «носом в берег». Для туриство предусмотрены 42 каюты со всеми удобствами, ресторан и большая верхняя палуба.
Заказчиком проекта выступил нижегородский туроператор «Гама», заложивший «Суру» ещё в 2009 году на Городецкой судоверфи в Нижегородской области. Предполагается, что в летний сезон «Сура» будет ходить по самым популярным туристическим водным маршрутам нижегородской области.
Стоимость проекта составила более 60 млн рублей. По ожиданиям экспертов, окупаться новинка будет долго. «Как нишевый проект корабль «Сура» действительно интересен. Однако круизным в полном смысле слова назвать его всё же нельзя», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Сахаров, гендиректор круизной компании «Инфофлот». Эксперт добавил, что современный круизный теплоход должен быть, во-первых больше, а во-вторых, предоставлять больший комфорт для туристов. «Новинка с этой точки зрения скорее «смесь» круизного корабля с прогулочным. Однако «Сура» предоставляет условия для необычных круизов», - считает Александр Сахаров. При этом эксперт отметил, что это достаточно узкий сегмент рынка, поэтому вложенные средства корабль «возместит» не скоро. Кроме того, добавил собеседник, эксплуатантам еще предстоит оценить, как поведет себя новый необычный двигатель».
Разработка новых круизных лайнеров – одна из самых острых проблем российской круизной отрасли, причём до последнего момента для туроператоров это была несбыточная мечта. Так, в 2011 году сразу после катастрофы «Булгарии» туроператоры попытались привлечь к проблеме круизного сектора туротрасли внимание государства. В открытом письме, отправленном на имя президента Медведева, в частности содержалась просьба рассмотреть вопрос о создании программы льготного кредитования строительства речного круизного флота. Ведь за последние десятилетия в России не было построено ни одного круизного лайнера. Однако фактически ответа на своё письмо от властей туроператоры не получили до сих пор.