Необходимость развития системы all inclusive (все включено) в курортных российских отелях — одна из ключевых идей главы Ростуризма Олега Сафонова. Чиновник неоднократно говорил об этом в многочисленных заявлениях, а в последнем интервью Russia Today назвал ее родоначальником систему санаторного отдыха, действующую в СССР. Хотя у российских туристов all inclusive ассоциируется прежде всего с курортным отдыхом в Турции.
Но сама Турция такому позиционированию, кажется, больше не рада. Назначенный в конце июля министром туризма и культуры страны Мехмет Эрсой на днях заявил, что количественный рост турпотока стране уже неинтересен. К 2030 году Турция рассчитывает вдвое увеличить вклад туризма в ВВП — с 4% до 8%. «Достичь этого показателя можно за счет высокодоходных туристов, которые не будут сидеть в отелях: если прежде мы ставили цель к 2023 году привлечь 50 млн человек, то теперь стоит задача получит $50 млрд дохода»,— заявил чиновник.
Если разобраться, речь в этих заявлениях идет прежде всего о россиянах, считающихся в Турции наименее состоятельными интуристами. По статистике, за 2017 год средний чек россиян, отдыхавших в Турции, составил $452, на 28% меньше, чем потратили туристы из других стран. При этом «бюджетные» россияне — наиболее массовые туристы в Турции. По итогам первого полугодия в стране зафиксировали 2,38 млн туристических прибытий из России. Россияне не только стали лидерами по этому показателю, но и сформировали почти 15% от общего въездного потока в страну. Стоящие на втором месте путешественники из Германии следуют с большим отрывом: за первое полугодие их оказалось в полтора раза меньше.
Но наиболее интересными для Турции в ближайшем будущем станут туристы из Австралии и Японии, тратящие внутри страны за визит в среднем $1,3 тыс. и $1 тыс. соответственно. Только они пока соответствуют новой национальной туристической стратегии, ориентированной на туристов, чьи внутренние расходы превышают $1 тыс. Низкие затраты россиян на отдых в Турции в Ассоциации туроператоров России ранее объясняли именно их стремлением отдыхать по системе all inclusive — туры с таким размещением, по статистике, выбирает 96% клиентов. Путешественники из Японии и Австралии нацелены скорее на осмотр достопримечательностей.
Похожего мнения придерживаются в Конфедерации торговцев и ремесленников Турции, глава которой Бендеви Паландокена с 2017 года активно лоббирует идею отказа от аll inclusive. «Система уничтожает аутентичность Турции»,— считает он. Хотя громкие заявления отраслевых союзов едва ли станут поводом для турецких отельеров отказаться от приема туристов по системе аll inclusive, но, возможно, заставят задуматься о необходимости ее масштабного развития в России.
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ