Вступающие в силу с 1 мая новые правила пограничного контроля для пассажиров паромов, прибывающих в Хельсинки, экономически невыгодны для финской стороны и других стран захода паромных линий и должны быть отменены, уверен вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Северо-Западного отделения организации Сергей Корнеев. У жителей Петербурга и северо-запада России популярностью пользуются круизы на паромах «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» из города на Неве в Финляндию, Швецию и Эстонию. Подобные туры все чаще покупают и туристы из других регионов России, которые таким образом могут совместить посещение Северной столицы с интересной поездкой в Балтийские страны.
Но с 1 мая, согласно информации, полученной от пограничной службы Финляндии, российские граждане, прибывшие в Хельсинки на паромах и имеющие однократную визу, не смогут сходить на берег в портах захода в других балтийских странах по программе круиза – Стокгольме и Таллине. Это связано с тем, что в Хельсинки перед возвращением на корабль пассажиры теперь будут получать штамп о выезде из Шенгенской зоны. Фактически это означает, что полноценно воспользоваться круизом на пароме будет можно, только имея мультивизу.
По мнению вице-президента РСТ, подобные нововведения, которые могут привести к снижению числа российских пользователей этого турпродукта, «просто неэтичны». «Российская Федерация сделала, наверное, уже достаточно много, чтобы упростить визовые формальности, прежде всего для граждан Финляндии, но и шенгенского соглашения и Европейского союза в целом», – отметил Корнеев. Он напомнил, в частности, что в 2009 году иностранные граждане получили возможность безвизового посещения на паромах российских портов на 72 часа. Еще раньше такой статус был предоставлен иностранным круизным пассажирам.
«Россия идет навстречу иностранным, в том числе финским, туристам всеми возможными способами. Процедура получения виз в этих случаях не просто упрощается, а полностью отменяется», – заметил вице-президент РСТ. Он также добавил, что не вполне понятно, на какие нормативные акты опирается финская сторона, вводя эти правила. «Есть единственный нормативный акт – визовый кодекс Шенгена, который обязателен для всех стран, входящих в союз. На эту тему, насколько я знаю, там ничего не говорится и каких-то специальных оговорок, связанных с такой ситуацией, нет», – сказал г-н Корнеев, который является не только экспертом в области туризма, но и юристом-международником. По его мнению, подобная «перестраховка» финской стороны абсолютно безосновательна, ведь по правилам, установленным на паромах, все пассажиры проходят обязательную электронную регистрацию. «Все пассажиры, даже если они не выходят в Хельсинки, все равно проходят паспортный контроль – есть обязательные требования паромов, за нарушения которых предусмотрен очень серьезный штраф – 3 тысячи евро», – заметил эксперт.
Главное, что новые правила финских пограничников противоречат экономическим интересам самой Финляндии, которая неоднократно говорила на всех уровнях о необходимости притока российских туристов. «Мы знаем, по их же статистике, что российские туристы только в прошлом году оставили в Финляндии более 1 миллиарда евро, и это только по возвратам tax free, не считая ресторанов и кафе и каких-то иных трат на территории Финляндии. Вот такое странное противоречие», – сказал Сергей Корнеев РИА «Новости».
Он заявил, что власти стран, куда заходят эти паромы, – Финляндии, Швеции и Эстонии, – должны попытаться урегулировать эту ситуацию. «Очень правильны сейчас действия нашего губернатора Полтавченко, который на встрече в Хельсинки поднялэтот вопрос. Он должен решаться на уровне экономическом, политическом, а не на уровне каких-то опасений пограничной службы», – сказал директор регионального отделения РСТ. По его словам, МИД РФ в курсе проблемы и «ведет соответствующие переговоры».
Сергей Корнеев отметил, что, если этот вопрос не разрешится, РСТ будет обращаться в Еврокомиссию, а также за поддержкой к финским, шведским и эстонским туристическим ассоциациям: «Вся Европа говорит на самых высоких уровнях, что туризм растет и что одним из главных доноров туристов по прибытию в ЕС является Россия».