На совместном заседании комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, состоявшемся 11 декабря, обсуждался законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации». Об итогах этого обсуждения вице-президент РСТ, председатель профильного комитета ТПП РФ Юрий Барзыкин вчера письменно проинформировал председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина и его заместителя Сергея Железняка, президента ТПП РФ Сергея Катырина, председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского, а также руководителей Общероссийского народного фронта, Общественной палаты, Общероссийских общественных организаций «Опора России» и «Деловая Россия».
Как сказано в письме, часть поправок в закон нашла поддержку турбизнеса. В том числе:
- запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров;
- введение требований к деловой репутации для замещения должности руководителя туроператора, его заместителя и главного бухгалтера;
- требование выдачи в составе турпакета электронного пассажирского билета, который подтверждает право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно, либо по иному маршруту, согласованному в договоре о реализации турпродукта, а также документа о бронировании гостиницы или иного средства размещения;
- введение обязанности туроператора при заключении договора о реализации турпродукта в сфере выездного туризма проинформировать туриста в письменной форме о возможности добровольного страхования своих финансовых рисков, связанных с неисполнением туроператором своих обязательств по договору.
В то же время отрасль не поддерживает предложения, связанные с кардинальным увеличением финансовой нагрузки на турбизнес. Особенно волнует тот факт, что нагрузка возрастает, независимо от объемов реализации турпродукта и особенностей туроператорской деятельности. Не готов также турбизнес принять те новации, которые не имеют механизмов реализации и носят декларативный характер.
К таким изменениям можно отнести, в частности, пункт 17 статьи 1 законопроекта, предлагающий увеличить минимальный размер финансового обеспечения до 50 млн. рублей для туроператоров в сфере выездного туризма. Это явно избыточно и экономически необоснованно, так как предназначается для компаний, общая цена турпродукта у которых должна превышать 1,6 млрд. рублей. Этим фактически исключается возможность туроператорской деятельности для представителей малого и среднего бизнеса, работающих в нишевых, приграничных сегментах туристского рынка, главным образом, в регионах. К тому же, предлагаемая норма в 3% от общей годовой цены турпродукта, по мнению экспертов страхового и туристического рынка, оказывается трудно реализуемой. Она не должна превышать 1,5-2%.
Как избыточное для большинства туроператоров, относящихся к категории малого бизнеса, можно оценить и предложенный в подпункте а), пункте 15 статьи 1 законопроекта порядок формирования резервного фонда «Турпомощи» за счет фиксированных взносов в минимальном размере 100 тыс. рублей. Турбизнес предлагает оставить действующую норму по размеру взноса, дополнив ее предложением по снижению минимального взноса до 60 тыс. рублей. Нельзя не отметить и явную диспропорцию в размере отчислений для крупных туроператоров, обслуживающих более 500 тыс. туристов и имеющих взнос всего в 500 тыс. рублей.
Турбизнес поддерживает развитие механизмов персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма. Но введение предлагаемого фонда персональной ответственности будет губительным для подавляющего числа игроков. Для компаний, только начинающих туроператорскую деятельность, размер фонда составит 30 млн. рублей – исходя из расчета 100 рублей с одного туриста. Это значит, что такая компания должна отправить за рубеж не менее 300 тыс. туристов в год, а общая годовая цена турпродукта превысит 10 млрд. рублей. Такой порог входа на рынок трудно преодолеть не только представителям среднего и малого бизнеса. Кроме того, отчисление в фонд планируется собирать ежегодно до достижения ожидаемой общей годовой цены турпродукта. Это чрезмерная норма, ведь персональный фонд расходуется только для экстренной помощи туристам, оказавшимся за рубежом, а это, как правило, не более 30-40% от общего числа туристов в совершенно определенные периоды времени – в основном, в течение месяца, что с учетом годового оборота должно составить лишь 10-12% от общего объема обслуженных туристов. Например, для туроператоров, обслуживающих в год 120 тыс. туристов, потребуются средства для помощи 3-4 тыс. туристам, а не всем, как предлагается. Столь же необоснованной кажется идея исключать туроператора из реестра, если фактические результаты его деятельности будут выше прогнозного показателя предыдущего года на 10 и более процентов.
В профильном комитете ТПП РФ и в РСТ уверены, что в условиях экономической нестабильности, когда спад выездного потока у туроператоров превышает 30%, когда идет серьезное сокращение полетных программ, офисов, персонала, принятие такого пакета поправок значительно усугубит ситуацию. Причем повлияет и на внутренний туризм, нарушив диверсификацию многих выездных операторов, которые сейчас берут курс на предложение туров по России.
Это также касается предложений исключить из действующего отраслевого закона положений о реализации турагентом турпродукта от своего имени. Предложение выступать от имени туроператора, как полагают эксперты, не отвечает реальным потребностям туристического рынка и будет способствовать уходу из сферы законодательного регулирования значительного числа розничных продавцов. Схема работы только «от имени и по поручению» туроператора на рынке практически не применяется ввиду ее очевидных отрицательных последствий как для туроператоров, так и для агентов. Данные предложения уже обсуждались в рамках законодательных инициатив правительства РФ в 2011 году и были отклонены.
Важно также, что все предлагаемые в законопроекте затраты по финансовым гарантиям операторов и взносам в фонд «Турпомощи» не учитываются в составе расходов при расчете налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Осуществление же этих расходов из прибыли приведет к неминуемому банкротству большинства туроператоров. Поэтому изменения по отнесению затрат туроператора в сфере выездного туризма на расходы для расчета единого налога должны быть отнесены не в законопроект, как это предлагается, а в Налоговый кодекс РФ.
Эти и другие предложения требуют более тщательной проработки и анализа последствий, а также возможности практической реализации в существующих условиях. В связи с принятием законопроекта необходимо принять и внести изменения в девять постановлений правительства РФ и 12 ведомственных приказов, что свидетельствует о масштабах и необходимости комплексного решения проблем. РСТ предлагает еще раз вернуться к предложениям туристского сообщества, министерств и ведомств правительства РФ и готов и дальше оказывать всяческое содействие в разработке изменений и дополнений к закону.