Арктический регион обладает большими возможностями не только с точки зрения добычи полезных ископаемых, но и с точки зрения развития туризма, и у России здесь есть большой потенциал. Туры в Арктику стоят дорого из-за необходимости фрахтовать суда ледового класса, однако это направление стремительно набирает популярность у туристов по всему миру. О том, как можно увеличить приток туристов в российскую арктическую зону, в преддверии Международного арктического форума в Архангельске рассказали ТАСС в Ростуризме и Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Ежегодно субъекты РФ, находящиеся в арктической зоне, посещают около 2 млн человек. Так, по данным Росстата, в 2015 году этот показатель достиг 1,8 млн человек. В основном это россияне и лишь 100 тыс. — иностранцы. Однако именно зарубежные путешественники могут обеспечить значительный рост турпотока в российскую зону Арктики, уверен руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
"Сделать арктический туризм массовым направлением будет сложно из-за дороговизны, недостатка инфраструктуры и серьезной сезонности. Но это очень важное и перспективное направление — развитие туризма на севере нашей страны. При этом арктический туризм очень популярен у иностранных граждан. К нам приезжают представители более 40 государств", — отметил Сафонов в беседе с ТАСС.
По его словам, в основном зарубежные туристы приезжают из Китая, стран Ближнего Востока, США, Японии, Кореи. Растет спрос на арктический туризм и в Европе, прежде всего в скандинавских странах, в Германии, Франции, говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
"Это абсолютная, совсем русская экзотика. И поскольку все арктические зоны — это зоны добычи полезных ископаемых, там развит деловой туризм, и, соответственно, есть хорошие гостиницы, в которых можно было бы селить этих туристов. Поэтому перспектива есть", — уверена она.
Эксклюзивный турпродукт
Арктика — это прежде всего экологический туризм и активный отдых. При этом Россия предлагает эксклюзивный туристический продукт — круиз на Северный полюс, сообщили в Ростуризме.
"Россия — единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. Рейсы на Северный полюс выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца-Иосифа с заходом на Новую Землю с осмотром птичьих базаров и наблюдением за арктическими животными на скале Рубин и в бухте Тихая, на островах Чамп и Рудольфа", — рассказал руководитель ведомства.
Несмотря на высокую стоимость экспедиционных круизов, такие путешествия пользуются огромным спросом и места на них заказывают за год и даже раньше, отмечают в Ростуризме. Экспедиционные круизы выполняются на судах ледового класса или ледоколах — они могут посещать районы, недоступные для обычных круизных теплоходов из-за льдов. При этом на борту обычно находится от 50 до 110 туристов.
Еще одним популярным туристическим направлением в Арктике является архипелаг Шпицберген. По данным круизной компании Poseidon Expeditions, это направление обеспечивает стабильный спрос. При этом туристы интересуются возможностью изучить российскую часть Шпицбергена — Баренцбург. Его посещение можно организовать на обратном пути с Земли Франца-Иосифа, отмечают в Ростуризме.
Также иностранцам может быть интересен этнический туризм — знакомство с культурой и бытом коренных северных народов, отмечает Ломидзе из АТОР. "Таймыр — это одна история, Ненецкий автономный округ — другая, Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ — третья, и так далее. То есть каждый раз есть некая этническая группа, которая делает путешествие в ту или иную арктическую область уникальным. Там же можно попробовать гастрономию, съездить на экскурсию, например к оленеводам и к юртам", — поясняет она.
Кроме того, растет интерес к элитному сегменту арктического туризма — осмотру природных красот с вертолета, сообщила Ломидзе.
Развитие инфраструктуры
Для наращивания объемов арктического туризма в России прежде всего необходимо модернизировать и развивать портовую инфраструктуру. Так, требуется строительство новых и реконструкция существующих морских арктических портов, современной портово-причальной инфраструктуры для приема различных типов судов и обслуживания на более высоком уровне российских и иностранных туристов, отмечают в Ростуризме.
Высокая стоимость тура в Арктику в основном объясняется дороговизной фрахта судов. Поэтому необходимо разработать гибкую систему построения тарифов на всем Северном морском пути и ставок портовых сборов для пассажирских судов, считают в Ростуризме. Это позволит выйти на туристический рынок Арктики новым российским игрокам (сейчас они там практически не представлены).
Вторым важным направлением является строительство новых гостиниц, открытие ресторанов и кафе, культурно-развлекательных объектов.
Частично эти меры заложены в федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)". Так, программой предусмотрено строительство нескольких туристско-рекреационных кластеров в Архангельской области ("Беломорский", "Каргополье", "Котлас — Сольвычегодск", "Устьяны"), туркластера "Финно-угорский этнокультурный заповедник" в Коми, кластера "Орто Дойду" в Республике Саха (Якутия).
Визовые преференции
Для увеличения потока иностранных туристов в российскую арктическую зону необходимы визовые послабления, считают в Ростуризме. Например, необходимо предусмотреть безвизовое пребывание в РФ на 72 часа для пассажиров круизных судов, прибывающих в Россию (в том числе транзитом) через международные аэропорты.
"Эта мера позволит туристам начинать и заканчивать круизы, а не только делать остановку в Российской Федерации, что значительно увеличит привлекательность городов-портов, так как позволит туристам находиться в них двое-трое суток до посадки на судно или после окончания круиза", — пояснили ТАСС в пресс-службе ведомства.
Кроме того, Ростуризм предлагает рассмотреть возможность безвизового пребывания в России длительностью до 15 суток для пассажиров речных круизов, которые путешествуют в составе организованных групп и проживают на судах. А также расширить двустороннюю практику выдачи групповых виз.
"Оформление одной визы на группу, как показывает опыт, дает 20–30-процентное увеличение турпотока в сегменте группового организованного туризма. При этом для выхода на мировой рынок круизного туризма и расширения сотрудничества с ведущими туроператорами требуется объединение ресурсов Архангельской, Мурманской областей, Карелии с Красноярским краем, активно развивающим туризм в Арктике", — подчеркивают в ведомстве.
Арктический форум
Форум "Арктика — территория диалога" является одной из ключевых площадок для обсуждения проблем и перспектив Арктического региона. Он призван объединить усилия международного сообщества для эффективного развития Арктики.
Участники форума, который проводится с 2010 года, обсуждают повышение уровня жизни на арктических территориях, развитие транспортной системы, вопросы экологии.
IV Международный арктический форум "Арктика — территория диалога" пройдет в Архангельске 29–30 марта. Ожидается, что его посетят около 1,5 тыс. человек из России и других стран. Генеральным информационным партнером форума является ТАСС.
http://tass.ru/obschestvo/4130719
Фото © Станислав Красильников/ТАСС