В Русском музее обновлены правила посещения постоянных экспозиций и выставок. Некоторые пункты этого серьезного официального документа выглядят анекдотичными. Но только для тех, кто редко посещает музеи.
Как сообщила нашей газете Анна Цветкова, заместитель директора Русского музея по развитию и связям с общественностью, дополнительные полторы страницы запретов не надуманная прихоть злых музейщиков, а следствие ежедневной практики работы с посетителями. Раз они считают, что разрешено все, что прямо не запрещено, то приходится ставить барьеры.
Итак, нельзя ходить в Русский музей с любыми дикими и домашними животными и птицами. Приходилось останавливать публику с морскими свинками, голубями и прочей живностью. Аргументы посетителей просты: они же тихие-мирные, посидят на руках.
Мода на большие дамские сумки, рюкзаки и спортивность привела к ограничению размеров ручной клади - 40 х 40 х 20 см и запрет на посещение музея с велосипедами, роликовыми коньками, самокатами, санками, лыжами, палками для скандинавской ходьбы. Со всем этим инвентарем публика приходила, причем неоднократно. Также не разрешены музыкальные инструменты. Один любитель отечественного искусства пожаловал в музей с контрабасом и отказывался оставить его в гардеробе.
Теперь о вещах более серьезных. Музей внес запрет на прием еды и воды, не говоря уже про другие напитки, в музейных залах. Для этого существуют кафе. Исключение сделано для вестибюлей, где, например, люди собираются на экскурсию.
В музейных залах нельзя говорить по телефону и слушать музыку с помощью мобильных устройств. Сначала была формулировка нельзя «громко разговаривать», но в итоге от нее отказались, чтобы не порождать дискуссии о допустимом уровне звука.
Запрещено расклеивать объявления, петь, танцевать (кроме специальных праздников), курить электронные сигареты, устраивать фейерверки. Последние два пункта относятся в большей степени к садам Русского музея. Но были случаи попыток закурить «электрокальян» в залах с обоснованием «нет открытого огня».
Специальный пункт запрещает проведение на экспозиции молебнов. Нерадивым родителям предписано не оставлять без присмотра детей дошкольного возраста - они убегают, теряются, потом сотрудники ищут родителей по всему музею.
Что нового разрешено? Это давно обещанное Русским музеем право фотографировать на непрофессиональную технику - без штативов, вспышки и палок для селфи. Причем не только на постоянной экспозиции, но и на выставках. Русский музей включает в договоры с владельцами произведений, привозимых для временного показа, их согласие на съемки. Если по каким-то произведениям будет получен отказ, то музей обещает найти выход.
Мы поинтересовались в нескольких популярных музеях, разрешена ли у них бесплатная любительская съемка. В Эрмитаже можно снимать на постоянной экспозиции и нельзя - на временных выставках. В ГМЗ «Царское Село» можно снимать везде, кроме Янтарной комнаты. В ГМЗ «Петергоф» - везде, кроме Большого Петергофского дворца.
Но и среди профессионалов есть противники популяризации музеев с помощью селфи и прочей компактной электроники. Недавно Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, предложил публике задуматься о добровольном отказе от использования гаджетов в те два-три часа, пока она находится в музее. Это место, где лучше забыть о виртуальном мире и обязанности быть «в доступе».
Фото Анатолия Струнина/ТАСС