Комитет по туризму силами созданного в его недрах Конгрессно-выставочного бюро провел перепись больших и малых гостиниц.
И обнаружил, что в городе сейчас работают 738 малых отелей и 300 хостелов, в которых количество номеров колеблется от 3 до 50. Прикинули-посчитали и обнаружили, что в прошлом году «хостельеры» заработали примерно 880 миллионов рублей, а «мини-отельеры» – 3,6 миллиарда. Неплохие, признаться, результаты для турбизнеса.
Но есть и другая сторона у этой медали. И «Санкт-Петербургские ведомости» уже пытались рассказать о ней чиновникам Смольного. Тем, которые не видят и не желают видеть, что мини-отельеры зарабатывают свои миллиарды за счет комфорта и безопасности горожан.
Дело было на Пушкинской
Эксперты Конгрессно-выставочного бюро прогнозируют, что к 2018 году число так называемых малых средств размещения вырастет на 20 процентов. И расцветет пышным цветом в Петербурге туризм! По крайней мере так считают сотрудники комитета и его бюро.
Вот председатель комитета Инна Шалыто убеждена, что открытие новых малых отелей очень актуально для города, потому что они дают возможность развития молодежного туризма. К тому же вписываются в концепцию импортозамещения. Ведь, как говорят в комитете, снижение покупательной способности переориентировало туризм на внутренние направления, и в результате уже в 2014 году число россиян, посетивших Петербург, выросло на 10 процентов и составило аж 3,5 миллиона человек. А все потому, что мини-отели и хостелы дают возможность пожить несколько дней в северной столице за умеренную цену. В общем, развитие сети мини-отелей со всех сторон хорошо и правильно. Такова точка зрения туристических начальников.
Чтобы понять точку зрения горожан, достаточно услышать конкретную историю. К примеру, о мини-отеле на Пушкинской улице, который открылся в минувшем сентябре на втором этаже дома # 19. В обычной трехкомнатной квартире.
Вернее, трехкомнатной коммуналкой она была в конце 2014 года, когда ее покупал житель Москвы некто Д. Р. Степанов.
Заглушка не спасла
Новый владелец – физическое лицо – моментально сдал свою собственность в аренду лицу юридическому. Фирме, которая, как выяснилось, специализируется на переоборудовании квартир под отели. Собственно, в доме на Пушкинской нового хозяина никто никогда не видел. А его квартира буквально за три месяца была превращена в пятикомнатный мини-отель, который, очевидно, пополнил собой тот самый перечень из 738 объектов, которым так гордится городской комитет по туризму.
Переоборудование сопровождалось серией скандалов различной степени напряженности. Коренные жители дома не просто выражали недовольство, но и активно пытались противостоять рождению отеля. Стихийно сложившаяся инициативная группа – соседи снизу, сверху и сбоку – добилась, чтобы строители (бригада гастарбайтеров) показали им еще не доделанный объект. Открылось пугающее зрелище: несущие стены разбиты, кухня исчезла, переложены газовые трубы, повсюду вентиляционные отверстия. Зато в квартире появились пять комнат-клетушек, пять душевых и пять туалетов. И все это там, где по всем правилам и по проекту должны быть: газовые плиты – две шт., унитаз – один, ванна – одна.
В зону бедствия срочно были вызваны разнообразные комиссии с разнообразными полномочиями. Комиссия, посетившая дом в июле, официально подтвердила не только факт перепланировки, но и то, что произведена она без разрешений.
А прибывшие в дом сотрудники производственно-эксплуатационного управления # 1 «Петербурггаза» вместо двух газовых плит и одной газовой колонки нашли самовольно установленный газовый котел, который должен был обеспечивать горячей водой пять душевых кабин. Газовики перекрыли подачу газа, заткнув трубу заглушкой. Произошло это 21 июля.
А 4 августа при повторном посещении квартиры газовая служба обнаружила, что заглушка снята, а котел вовсю пашет. Был выдан наряд на отключение газа более радикальным способом – с применением сварки. Однако, как сообщил встревоженным жителям дома начальник управления # 1 Харитонов, заварить трубу не удалось, потому что бригаду не пустили в квартиру.
Запретить нельзя разрешить
Окончательные результаты работы комиссий потрясли жителей дома даже больше, чем пять унитазов. По итогам обследований собственнику Д. Р. Степанову были выданы технические условия на дополнительные присоединения к системам водоотведения, холодного водоснабжения и газа. То есть отельер получил возможность задним числом узаконить свое вмешательство в инженерные системы дома путем оформления соответствующих бумаг в управляющей компании и в «Петербурггазе».
«Успокаивая» граждан этой информацией, заместитель главы Центрального района Игорь Комаров сообщил, что, мол, «Ленэнерго» уже выделило мини-отелю дополнительную электромощность.
Справедливости ради стоит сказать, что одновременно с техническими условиями на имя Степанова было выписано также требование восстановить квартиру в соответствии с планом, имеющимся в ПИБе, если он – Степанов – и после работы комиссий не соизволит предоставить в администрацию должным образом оформленные разрешения.
Похоже, Степанов и его арендаторы успели получить все разрешения и сдать их куда положено. Ни районную администрацию, ни управляющую компанию ЖКС # 2 Центрального района не смутило, что в числе многих других правил – юридических и технических – мини-отель нарушил главное правило строителей: туалеты, как и ванные, непременно должны располагаться друг над другом. Как именуется эта форма инженерного обустройства жилых домов, знают все, – стояк. Ну а в мини-отеле на Пушкинской, стало быть, не стояк, а лежак. Даже пять лежаков – по числу унитазов. Строителям пришлось поднять пол на десяток-другой сантиметров, чтобы получилось пространство для укладки канализационных труб. Так что сточные воды будут журчать прямо под ногами постояльцев отеля.
«Неприветливые» соседи
Впрочем, уже журчат. Первых гостей отель принял еще в сентябре. По 2,5 тысячи рублей за сутки без питания. Редакции удалось поговорить с одной из первых постоялиц Светланой К.
– Я узнала про мини-отель в Интернете. Забронировала номер. Оказалось, не отель, а квартира. Комнатки маленькие, помещается лишь кровать и больше ничего. Напор воды в душе слабый... В первый день с трудом дождалась, когда пойдет горячая вода. Во второй день – так и не дождалась. Жители дома какие-то странные: лица неприветливые, озлобленные. Одна пожилая женщина вообще обозвала меня шлюхой, когда мы встретились на лестнице. Это неприятно. А в целом все было хорошо: замечательный город, исторический центр, красивая улица...
Светлана, разумеется, не стала выяснять причины недовольства «соседей». Между тем такие причины были, есть и, похоже, будут множиться. Во-первых, напор воды отныне слабый не только в «нумерах», но и в обычных квартирах. Во-вторых, дом превращен в присутственное место с немалым количеством посетителей. В-третьих, чтобы «выгнать» влажность из пяти душевых, размещенных в неприспособленных для этого закутках, пришлось оборудовать принудительную вентиляцию, которая теперь гудит днем и ночью.
– Плесень, протечки и опасность засорения канализации – это вещи неприятные для всех нас, – замечает жилец дома Дмитрий С. – А моя семья и вовсе лишена теперь покоя и комфорта. Наша квартира расположена на одной площадке с отелем. Теперь я всякий раз встречаю и провожаю жену и дочь. Почему-то боюсь за них.
Отельные менеджеры, впрочем, на вопросы и критику непременно отвечают доброжелательно. И одинаково:
– Наш отель не совсем отель, а, скорее, меблированные комнаты, сдающиеся внаем. Само здание, в котором мы располагаемся, изначально носило название «Доходный дом Правошинских». И было построено именно для того, чтобы сдавать квартиры и комнаты. Так что мы, можно сказать, восстанавливаем историческую справедливость.
А идите вы в Чертаново!
Ну а коренные жители «доходного дома» за справедливостью (вернее, за законностью) пошли в суд. Инициативная группа из четырех человек обратилась в Куйбышевский районный суд с иском к Д. Р. Степанову, в котором просила обязать ответчика устранить самовольную перепланировку. Истцы были полны решимости доказать, что своими действиями новый собственник и его арендаторы нарушают их права на нормальную жизнь.
Но доказать это граждане не смогли. Суд не дал им такой возможности.
На полутора страницах судья объяснила истцам, что не может рассматривать дело, потому что ответчик, хоть и является владельцем объекта недвижимости, вокруг которого ломаются копья, постоянно зарегистрирован не в Петербурге, а в Москве. В своем определении судья также сообщает, что если бы истцы защищали свои права на объект недвижимости (право пользования, право собственности и иные), то она бы взяла это дело, но в данных обстоятельствах – увы! Судья отправила иск... в Чертановский суд Москвы по месту регистрации гражданина Д. Р. Степанова. С тех пор об иске – ни слуху ни духу.
Отель работает, вызывая все большее раздражение у жителей дома и все больший оптимизм у руководства комитета по туризму. Вот еще пятерых туристов разместили, завтра еще пятерым местечко найдется, послезавтра еще парочка куда-нибудь пристроится. Так, глядишь, и станет Петербург мировой туристической столицей. А горожане должны наконец осознать свое счастье и потесниться.
Плесень, протечки, опасность засорения канализации... Такими могут быть последствия развития сети мини-отелей для жилых домов исторического центра.
http://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/saga_o_nbsp_pyati_unitazakh/