Международный газовый форум продемонстрировал, какие перспективы открываются для «показной» индустрии Петербурга на новых выставочных площадях.
Петербург традиционно считается крупнейшим в Северной Европе научно-промышленным и торговым центром. Однако индустрия гостеприимства, по международной классификации – HoReCa (отели, рестораны, кафе), – медленно, но верно пробирается на экономический олимп нашего региона. Подающим надежды новичком отрасли стал конгрессно-выставочный бизнес: его обороты в этом году достигли 3,5 млрд рублей.
Одна из причин расцвета конгрессного бизнеса – возможность пребывания иностранцев в Петербурге без визы в течение 72 часов в том случае, если они прибыли водным путем. Это позволяет расширить палитру съездов и ассамблей и уйти от узкоотраслевых мероприятий, привлекающих относительно небольшое число иногородних и заграничных специалистов.
Еще одна причина подъема конгрессно-выставочной индустрии – формирование современной инфраструктуры в виде отелей, пригодных для организации форумов разной представительности, и экспоцентров, отвечающих всем современным требованиям для проведения масштабных выставок. Один из них – «Экспофорум» недалеко от Пулкова – запущен в эксплуатацию; другой проект – «Дружба» в Красносельском районе – находится на начальной стадии. Инвесторами «Дружбы» стали китайские предприниматели.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, Петербург должен войти в топ-10 европейских и топ-20 мировых городов, где проводятся выставки, конгрессы и симпозиумы.
«Выставочный рынок России – это отражение ситуации в экономике, – говорит генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Санкт-Петербурга Анна Четвергова. – К сожалению, по многим показателям, таким как арендованная площадь, количество международных и российских участников, мы в последнее время фиксируем спад. Крупные выставочные центры площадью более 3 тыс. кв. м снизили стоимость аренды на 20%».
По оценке петербургских компаний, объем рынка деловых встреч России составляет около 10 – 15 млрд рублей. При этом вклад нашего города в рынок конгрессно-выставочных услуг страны оценивается в 21 – 30%.
«Примечательно, что по итогам 2015 года большинство экспертов Петербурга говорят о росте рынка конгрессных мероприятий в пределах 2 – 5%. Число туристов, прибывших в этом году в наш город на деловые мероприятия, составило, по оценкам экспертов, от 70 до 100 тыс. человек», – отмечают в Конгрессно-выставочном бюро.
По итогам 2014 года Петербург в международном рейтинге ICCA оказался на 79-м месте, приняв 31 крупное мероприятие, в которых участвовали 10 812 делегатов.
МЕЖДУ ТЕМ
Конгрессно-выставочный бизнес Петербурга зависит от роста въездного туризма. «Главным результатом 2015 года является то, что по иностранным туристам нам удалось вернуться на докризисный уровень 2013 года, – отмечает председатель комитета по развитию туризма Инна Шалыто. – По числу гостей-россиян мы значительно превзошли все предыдущие годы. По итогам года планируем выйти на показатель 6,5 миллиона туристов, что является абсолютным рекордом».
В 2015 году особенно активно гости приезжали из Китая, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона. «Китайских туристов стало больше в 2,5 раза по безвизовому въезду, что втрое превышает показатель по стране. Количество россиян выросло на 20%. Мы наблюдали продолжение туристического сезона в Петербурге, который обычно заканчивается в конце лета: всю осень в нашем городе было много туристов», – продолжает Шалыто.
Кроме того, очередной бум ожидается на Новый год: уже в октябре около 95% номерного фонда петербургских гостиниц на период каникул и праздников было раскуплено.