Повышение спроса на туристические услуги ведет к обострению конкуренции среди туристических компаний. Чтобы быть лидером в данной сфере услуг, многие туроператоры стараются повысить качество своего продукта и разработать эксклюзивные предложения для клиентов. Однако есть и такие компании, которые ведут демпинговую политику, что ведет к трудностям заработка и многим рискованным шагам. По данным Ассоциации туроператоров (АТОР) в 2008 год число туристов, выехавших за рубеж, составило 11 млн человек. На следующий год произошел спад до 9,5 млн человек. В 2010 году туристический поток увеличился до 12 млн человек. По прогнозам на текущий год, ожидается рост продаж туристических путевок на 20-30%. При этом путешественники чаще выбирают более экономичные средства размещения в стране, которую они посещают. Для российских туристов цена всегда играла один из важных критериев выбора тура и места отдыха. Поэтому по ожиданиям специалистов 2009 год должен был принести незначительную прибыль. На деле оказалось иначе. Норма продаж турпутевок превысила 5%, что позволило операторам закончить год с хорошим финансовым результатом. Ситуация прошлого года осложнилась ростом цен на авиаперелеты, проблемами с чартерными рейсами и другими событиями, что привело туроператов к неудачному завершению сезона. Этот год характеризуется большой конкуренцией и ростом спроса, что также может привести к незначительным прибылям для туристических компаний. Руководство крупных туристических операторов в условиях большой конкуренции, в первую очередь, делает акцент на качестве предоставляемых услуг и улучшении сервиса для клиентов. В связи с этим стало возможным осуществлять онлайн покупку понравившихся туров, оплачивать услуги через интернет или почту. Также важным является работа с агентствами и их обучение. Для этого проводятся семинары для агентов, которые обучаются грамотному предоставлению услуг туристических компаний, а также встречи проходят с представителями гостиниц, которые делятся своими возможностями и преимуществами в сфере гостеприимства. Вопрос, волнующий всех туроператоров, связан с рассмотрением поправок в Законе «Об основах туристической деятельности в РФ». Одна из поправок свидетельствует о том, что вся ответственность за качество оказания услуг лежит на туроператоре, что вызвало негативную реакцию многих участников рынка. Тем не менее, главная цель поправки – это защита потребителя.