Ситуация с задержкой вылета авиарейса - кто вернет деньги?

Невероятные погодные условия, приведшие к нарушению работы крупнейших аэропортов страны, стали не только причиной массы неприятностей для тысяч пассажиров, но и повлекли за собой негативные правовые последствия. К сожалению, это далеко не первый и наверняка не последний случай, когда пассажиры и туристы становятся заложниками непредвиденных обстоятельств, связанных с погодными условиями, предугадать и предотвратить которые невозможно. По общему правилу, установленному гражданским законодательством, воздействие обстоятельств непреодолимой силы освобождает стороны договора от ответственности за его неисполнение. Это значит, что взыскание каких либо штрафов или иной неустойки в таком случае невозможны, равно как и компенсация морального вреда. Однако, при этом следует учесть специальные нормы, касающиеся конкретно авиаперевозки. При наступлении каких либо обстоятельств, препятствующих перевозчику своевременно предоставить услуги по перевозке пассажиров, пассажир вправе рассчитывать на предоставление ему напитков, питания, услуг связи, комнаты матери и ребенка, а при значительной задержке вылета ( 6 часов ночью, 8 часов днем) – размещения в гостинице. Неисполнение предусмотренных обязанностей позволяет пассажиру требовать не только возмещения ущерба, например стоимости питания и проживания, но и компенсации морального вреда, причиненного дискомфортом ожидания. Серьезные сбои в работе аэропортов приводят, как правило, к фактической невозможности исполнения предусмотренных правил, ввиду банального отсутствия мест в гостиницах или в комнатах матери и ребенка. Предоставление питания так же оставляет желать лучшего, аэропортовые службы не справляются с таким числом «пострадавших», либо резервные запасы питания быстро заканчиваются. Очевидно, что при масштабных катаклизмах необходимо участие государственных служб, в первую очередь МЧС. В случае значительной задержки или отмены вылета рейса пассажир вправе рассчитывать на возврат стоимости перевозки, которая не была предоставлена. Этот порядок установлен Федеральными авиационными правилами перевозки пассажиров: «Статья 235. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или части перевозки в связи с нарушением сроков перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, когда перевозка пассажира была выполнена частично, и пассажир принял выполненную часть перевозки. Если пассажир принял выполненную часть перевозки, пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки». Но при этом пассажирам, отказывающимся от перевозки, следует учесть, что тем самым они освобождают перевозчика от всех обязательств, в том числе по обеспечению комфорта ожидания. В сложившейся ситуации, конечно с учетом индивидуальных обстоятельств, разумнее сохранить договор перевозки в силе и воспользоваться всеми правами, данными пассажиру. Наибольшее число претензий пассажиров связано не столько с фактом задержки вылета рейса или некомфортным ожиданием, сколько с отсутствием информации на табло и на справочных стойках в аэропортах. В данном случае перевозчик и службы аэропорта в полной мере отвечают за достоверность и своевременность донесения информации до пассажиров. Нарушение права потребителя на информацию является не только нарушением его прав, но и административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.8 Кодекса об административных правонарушениях. В ситуациях, подобных сегодняшней, значительное число правовых конфликтов возникает в отношениях, связанных с реализацией комплексного туристского продукта, в котором перевозка является неотъемлемым компонентом, включенным в общую стоимость тура. При этом большинство туров комплектуется чартерной перевозкой, осуществляемой на основании договоров фрахта. В таком случае отказ отдельно от перевозки невозможен, а турист теряет оплаченное время отдыха ввиду задержки вылета рейса. Практика разрешения подобных споров свидетельствует о неоднозначном подходе судов к вопросу возмещения ущерба, причиненного сокращением времени отдыха. Согласно требованиям закона туроператор обязан предпринять все разумные меры, для уменьшения убытков туриста, например, предложить ему какие-то способы выхода из ситуации - продление времени отдыха на сутки, дополнительную экскурсию или ужин, перебронирование тура на другую дату и прочие компенсационные меры. В случаях, когда в суде удается доказать что туроператор предпринял все возможные способы решения конфликта, то иски туристов в большинстве отклоняются. Если же туроператор самоустранился от разрешения конфликта, не информировал туриста вовремя, не предложил меры к урегулированию убытков, то суды могут удовлетворить требования потребителей и вернуть часть стоимости тура, пропорционально потерянному времени отдыха. Зачастую туроператоры сами провоцируют подобные иски, не отвечая на оправданные вопросы туристов и турагентов, не предоставляя оперативную информацию и не предлагая даже минимальных мер для разрешения конфликта. Мы рекомендуем всем участникам туристического рынка своевременно информировать потребителей и проявлять должное внимание к туристам и пассажирам в создавшейся ситуации, несмотря на отсутствие прямой юридической ответственности за данные события.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Декабрь 26, 2024 - 07:57

 Emirates приглашает путешественников из России окунуться в атмосферу новогодних и рождественских праздников на рейсах из городов России в Дубай в период с 24 декабря по 8 января с помощью традиционных блюд, праздничных фильмов и песен.

В меню закусок для пассажиров первого и бизнес-классов входят салат оливье, маринованная сельдь с салатом из картофеля и перепелиных яиц, каперсами и корнишонами, а также гравадлакс из лосося с пюре из свеклы, клюквы и имбиря.

В качестве основных блюд предлагаются утка конфи с клюквенным соусом, трюфельным картофельным гратеном и карамелизированными каштанами или голень ягненка с травяной корочкой, политая соусом, с запеченным картофелем, мускатной тыквой и тушеной капустой.

Выбор десертов включает мятный муссовый торт из белого шоколада с клюквенным конфитюром, фисташковым бисквитом и карамельной тростью, а также клюквенно-апельсиновый муссовый торт с фисташковым соусом.

В зоне отдыха на борту A380 пассажирам предложат праздничные мини-пирожные, а также мандарины, каштаны, леденцовые трости и бискотти, лесные орехи и клюкву.

 

Декабрь 25, 2024 - 07:57

Спрос на перелеты из России в столицу Японии Токио в 2024 году вырос в 4,4 раза, в город Ларнака на Кипре - в 4,1 раза, в Абу-Даби - в 4 раза по сравнению с годом ранее.

 

Декабрь 23, 2024 - 02:57

Роспотребнадзор совместно с Министерством транспорта РФ (https://t.me/Mintrans_Russia) подготовили памятку с разъяснением того, как действовать при задержке рейса.

 

Декабрь 19, 2024 - 16:50

Etihad Airways, национальная авиакомпания ОАЭ, 15 декабря 2024 отметила запуск еще одного нового направления - Найроби, что стало  очередным достижением в этот замечательный год активного расширения ее маршрутной сети.