На сегодняшний день в Латвийскую ассоциацию курортных городов входят: Юрмала, Салацгрива, Саулкрасты, Сигулда, Царникава, Лигатне, Лиепая, Балдоне. Но на самом деле в стране нет ни одного официального курорта.
И это несмотря на море, солнце, воздух, лечебные грязи и минеральные воды, разбросанные по нашему небольшому, но очень экологически чистому государству.
Просто за двадцать с лишним лет независимости политикам не пришло в голову, что официальное признание той или иной местности курортом сулит не только славу, но и деньги. Вон, Литва сЭстонией, давно уже обзавелись соответствующим статусом и развиваются, черпая большой ложкойевропейский финансовый суп. Мы же, наконец, только к Новому году получили подарок отКабинета министров в виде утвержденного Порядка присвоения статуса курорта.
Содержание этого документы довольно расплывчато, но среди конкретных условий называются обязательное наличие соответствующих природных ресурсов и хотя бы одного лечебного учреждения. В то же время каких-либо налоговых льгот для самоуправления и тех, кто будет развивать курортный бизнес, мы не обнаружили, поэтому обратились за комментариями к тем, кого бы данный статус мог заинтересовать.
Жанна Кулакова, мэр Даугавпилса:
— Конечно, города Латвии будут претендовать на этот статус. Что же касается нас, то Даугавпилси раньше был городом-курортом, на территории которого размещался знаменитый в масштабах всего Советского Союза санаторий «Межциемс», который функционировал еще 100—150 лет назад. Здесь проводилось санаторно-курортное лечение, в том числе целебными грязями, которые брались из трех наших озер. Есть у нас также и своя минеральная вода. Сейчас этот источник закрыт, но я считаю, что его можно возобновить. Единственный минус в том, что территория и здание бывшего санатория перешли в частное владение, и частник, скорее всего, не справляется со своей собственностью. Однако мы готовы ему помочь и уже вели переговоры о сотрудничестве.
Город у нас зеленый, рядом протекает Даугава, вокруг 12 озер, природа практически первозданная и не тронута промышленностью, так что один из стратегических приоритетов развития нашего города — это туризм. Мы обязательно будем подавать заявку на официальный статус города-курорта. К сожалению, он не дает каких-то послаблений в налоговой политике, а служит только для того, чтобы поддержать местный бизнес и привлечь инвестиции. Конечно, хотелось бы, чтобы предприниматели, которые будут вкладывать силы и финансы в развитие, получали какие-то льготы.
Улдис Сескс, мэр Лиепаи:
— Лиепая — город с древней курортологической историей. Лиепайское купальное место отдыхающие начали массово посещать еще в 1810 году, а в 1834-м там было создано частное купальное заведение «Мерби» с теплыми и холодными ваннами с морской водой. Сюда приезжали лечиться даже русские цари!
В 1978 году на территории санатория «Лиепая» на глубине 1,3 км обнаружили источник высокоценной минеральной воды — целое подземное озеро. Ее состав близок к воде Мертвого моря, в ней содержится бром, хлорид, йод, кальций и магний. Есть у нас и свои уникальные лечебные грязи.
Для того чтобы серьезно развивать Лиепаю как курорт, нам нужны как помощь правительства, так и возможности финансирования из еврофондов.
Эрвин Гравитис, мэр Саулкрасты:
— У нас есть все необходимые природные ресурсы, чтобы называться курортом: лечебное заведение (Саулкрастская больница), море, сосны, воздух.
В принципе, этот статус — своеобразное удостоверение, что все предоставляемые нами услуги качественные.
Дагнис Страубергс, мэр Салацгривы:
— Сейчас у нас строится два объекта, и вот когда они будут готовы, а я думаю, это произойдет где-то в течение года, тогда мы и будем рассматривать такую возможность для себя. Но интерес у нас, конечно, есть. Салацгрива — уникальное место, мы единственные во всей Латвии объявили себя «зеленым» муниципалитетом, и уже начали различные проекты по альтернативной энергии, у нас четвертая по величине река, в которой водится дикий лосось — Салаца, и конечно, море.
А вот Рига — это вам не курорт и курортом, по крайней мере до 2025 года, быть не собирается. Об этом сообщили специалисты Департамента развития Рижской думы, которых мэр Риги Нил Ушаков уполномочил ответить на вопрос газеты «Телеграф».