Фактическое банкротство компании «Капитал тур» создало серьезные финансовые затруднения множеству ее турагентов. Картину, сложившуюся в связи с этим на турагентском рынке, можно без преувеличения назвать трагической. Речь идет о сотнях турфирм, поставленных буквально на грань разорения. В основном, это представители малого бизнеса, индивидуальные предприниматели и микропредприятия с числом сотрудников не более пяти, с практически нулевыми финансовыми резервами. Как рассказал глава Правовой комиссии РСТ и генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, суммы произведенных «Капиталу» оплат настолько значительны для агентств, что даже пять-шесть туристов (две семьи), купивших туры на Новый год, не могут быть отправлены на отдых за счет турфирмы. Между тем, многие клиенты не желают ждать страховых выплат, тем более что «Инногарант» заявил о переносе даты начала расчетов практически на неопределенный период. Туристы требуют предоставить им оплаченный новогодний отдых и настаивают на перебронировании тура у другого туроператора без доплат с их стороны либо немедленного возврата денежных средств. Кого-то – но далеко не всех!- удается уговорить выдать турагенту или юристу доверенность для представления его интересов в страховой компании. И лишь некоторые готовы сами заплатить за свой тур повторно и ждать выплат по страховке, расказывает RATA-news. «Надо отдать должное терпению и профессионализму многих турагентов, - говорит Георгий Мохов. - В этих непростых обстоятельствах они умудряются достигать компромиссных решений с пострадавшими, находят выход из создавшейся ситуации. По нашим наблюдениям, если стоимость тура не превышает 50-60 тыс. рублей, турагенты принимают эти убытки на себя, организуя туристам поездки за свой счет или с незначительной доплатой - чтобы не терять постоянных клиентов и не раздувать конфликт». Но многие туристы заплатили за отдых на Мальдивах или в ОАЭ сотни тысяч рублей. «С конца ноября по начало декабря к нам обратились более полутора сотен турагентов и около сотни туристов за разного рода юридической помощью по ситуации с «Капитал туром». Самый дорогой тур на двоих из числа тех, что прошел через юристов «Персона Грата», стоит 1 млн. 200 тыс. рублей, - рассказывает г-н Мохов. - Очевидно, что такую сумму турагент взять на себя не может и встает перед выбором – либо вступать с туристом в острый конфликт, в перспективе переходящий в судебную стадию, либо закрываться. Ситуация усугубляется еще и тем, что многие из состоятельных туристов – это высокопоставленные чиновники или влиятельные коммерсанты, обладающие достаточным административным – и не только – ресурсом, чтобы «надавить» на турагента». Кроме того, значительная часть туров была аннулирована по инициативе самих туристов в конце ноября - начале декабря, после объявления «Капитал тур» о прекращении вылетов. Турагенты спешили аннулировать заявки на новогодние даты, рассчитывая получить возврат от туроператора без штрафных санкций. Тем самым они лишили туристов перспектив на страховое возмещение в рамках финансового обеспечения ответственности туроператора. Конечно, по истечению 10 дней со дня аннуляции, турагент вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков. И суд наверняка удовлетворит это требование. Но будет ли исполнено решение суда в отсутствие средств и имущества у «Капитала»? В свою очередь, туристы, аннулировавшие тур, ждут возврата денежных средств от турагента, и, вероятнее всего, не получив денег, будут с ним судиться. В особенно сложной ситуации оказались уполномоченные агенты «Капитал тура» и те турфирмы, кто приоритетно продавал продукт этого оператора. У них сейчас нет продаж, нет клиентов, а есть только долги перед туристами. Кроме того, история с «Капиталом» сильно ударила по турагентам, которые неосмотрительно работали с клиентами вчерную. Самый «душещипательный» сюжет касается турагента из небольшого подмосковного города, у которого оформилась на Новый год в ОАЭ практически вся местная администрация. При этом ни у кого нет договоров, нет документов, подтверждающих ущерб, а тур оплачен «Капиталу» наличными. Бежать турагенту некуда, его все знают, сумма для него огромная, в страховую клиенты не пойдут и ждут новогоднего отдыха. По словам Г.Мохова, уже пошли звонки от клиентов, кто в числе первых подавал заявления в страховую и ждали денег через месяц. «С учетом того, что в «Инногарант» пока подано чуть больше 1000 заявлений, можно ожидать, что основная масса пострадавших еще никуда не обращалась и придет после новогодних праздников, когда пропадут самые большие суммы. Если страховщик не будет выплачивать возмещение, пойдет вторая волна скандала, туристы начнут обращаться в суды с исками к турагентам или страховщику, а также писать заявления в правоохранительные органы».