Социологи псковского Института регионального развития провели мониторинг туристских потоков в Пскове, Изборске и Печорах и выяснили, сколько приезжие тратят денег, какие из секторов экономики получают от этого наибольшую прибыль, а также как сказывается на структуре турпотока разница между "высоким" и "низким" сезонами.
Как сообщили Псковскому агентству информации в институте, в ходе исследования выяснилось, что велика разница между тем, сколько туристы готовы потратить в ходе поездки в Псковскую область и сколько они тратят фактически. Фактически, расходы большинства приезжающих в регион туристов оказываются значительно ниже запланированных.
Так, по данным опросов почти каждый третий приезжий (28% респондентов) готов был потратить в ходе поездки (не включая расходов на путевку и проживание) свыше 10 тысяч рублей. Еще примерно треть опрошенных готовилась раскошелится на 6-10 тысяч рублей. Средняя сумма, которую готовы оставить в экономике Псковской области путешественники, равняется 6 тысячам рублей. Однако их фактические расходы за поездку оказываются гораздо скромнее: в среднем лишь 2871 рубль на человека.
"Быть туристом в Пскове экономично не столько из-за низких цен в отрасли, сколько из-за того, что, как выясняется, многое можно получить бесплатно. В среднем, 12,2% приезжающих размещаются бесплатно; как минимум каждому десятому туристу удается сэкономить на питании (бесплатно обедали или ужинали в Пскове 11,5% гостей - в эту категорию, очевидно, попадают те, кто питается у родных и знакомых). В высокий сезон значительна и доля туристов, получающих бесплатное экскурсионное обслуживание: к примеру, в мае доля таких туристов составила 16%", - отмечают исследователи.
Среди основной массы туристов, которым приходится оплачивать питание, доля предпочитающих поесть в заведении общепита (49,6%), почти сопоставима с теми, кто покупает продукты в магазине (40,3%). За четырехмесячный период наблюдений в 2013 году туристы оставили в продуктовых магазинах города более 47 млн рублей (туристские траты в кафе и ресторанах за тот же период составили более 64 млн рублей).
Еще одной важной статьей расходов для туристов в Пскове является транспорт. 26,7% гостей города воспользовались услугами такси, потратив при этом около 11,5 млн рублей. При этом приблизительно вдвое больше средств приезжие тратят на покупку бензина – в регион почти половина туристов приезжает на собственном транспорте (в зависимости от регионов выезда цифра колеблется от 33% до 78%)
Доходы музейщиков и экскурсоводов лишь незначительно превышают сумму, которую получают от гостей области таксисты: на входные билеты и экскурсионное обслуживание в марте-июне 2013 года туристы потратили чуть более 12 млн рублей. При этом лишь каждый десятый из посетивших Псков туристов дошел до музея (среди туристов с детьми доля посетивших музей максимальна – 22,1%). Наконец, всего 7,4% туристов успели побывать в баре или ночном клубе. Их совокупные траты в увеселительных заведениях составили немногим более 14 млн рублей.
Таким образом, заключают социологи, примерный валовой объем трат всех туристов, посетивших Псковскую область за март-июнь 2013 составил порядка 200 млн. рублей
Из числа приехавших по делам или на отдых в Псковскую область туристов лишь 28,8% останавливаются в гостиницах. 59,4% опрошенных заявляли, что они пока нигде не остановились и не планируют – вероятно, это "туристы одного дня". 7,5% респондентов останавливаются у родственников, 1,9% - в монастыре, 0,8% - на своих дачах, 0,7% - на съемных квартирах, по 0,4% - в палатках или в военной части.
Доля туристов, останавливающихся в гостиницах, максимально высока в "низкий сезон" (конец осени – начало весны), когда в структуре турпотока преобладают "командировочные" (в марте в гостинице останавливались 61,7% всех прибывших). С приближением лета доля постояльцев гостиниц среди туристов падает (отчасти из-за сокращения средней продолжительности поездки, отчасти благодаря повышению доли приватных развлекательных поездок). В апреле в гостиницах остановился каждый третий турист (33,1%); в мае доля разместившихся в гостинице составила 26,4%; в июне было зафиксировано дальнейшее падение популярности гостиничного размещения: лишь каждый пятый из приехавших выбрал этот вариант (20,6%).
В соответствии с изменением цели поездки меняется и структура туристской группы. В мартовском туристском трафике преобладают одиночные туристы (31%) и приехавшие с коллегами (30,8%). На начало сезона (май) приходится пик поездок с супругом (другом/подругой) - 45,6%, и друзьями (27,2%).
Стабильна вне зависимости от сезона доля частных визитов (к родственникам и знакомым). По мере того, как деловые поездки вытесняются развлекательными (с развитием туристического сезона), средняя продолжительность пребывания туристов в Пскове постепенно сокращается, составляя: в марте – 3,07, в апреле – 2,61, в мае – 2,10, в июне – 2,06 дня.
"Волновая структура турпотока в целом мало зависит от высокого или низкого сезона, хотя доля первичных визитов с началом сезона вырастает", - отмечают исследователи. При этом примерное число туристов, посетивших Псков равномерно увеличивается с 6149 человек в марте до 27057 человек в июне.