Чем бывшая британская колония привлекает людей со всего и мира и как делает Китай ближе.
Самым посещаемым городом в уходящем году оказался Гонконг. Чем бывшая британская колония привлекает людей со всего и мира и как делает Китай ближе, разбирались «Известия».
Туристическая индустрия — один из столпов экономики Гонконга. В 2016 году она принесла 5% ВВП специального административного района. И с каждым годом количество туристов растет на несколько процентов. В этом году оно превысило 60 млн человек.
Популярность у путешественников не только влияет на развлекательную индустрию специального административного района, но и в прямом смысле формирует его внешний вид. За последние годы в Гонконге построили транспортные суперпроекты за десятки миллиардов долларов. Благодаря ним туристы, прилетевшие в Гонконг, могут за несколько часов посмотреть достопримечательности Китая и вернуться обратно.
О том, что Гонконг перестал быть частью Великобритании совсем недавно, в 1997 году, в городе напоминает многое. Названия улиц вроде Олбани-роуд и Берд-стрит и левостороннее движение автомобилей (в остальном Китае оно правостороннее), запущенные почти век назад двухэтажные трамваи — один из туристических символов города — созданные по образу и подобию лондонских даблдекеров, и двухэтажные современные автобусы. Даже паром Star Ferry, соединяющий Гонконг с материковым Китаем, похож на суда, ходившие здесь с 1888 года.
Трамвай на улицах Гонконга
Чтобы сделать Гонконг ближе к Китаю, а китайских туристов ближе к гонконгскому ВВП, в декабре 2009 года начали строить, а в октябре 2018-го открыли движение по самому длинному в мире морскому мосту Гонконг–Чжухай–Макао. Архитектурный проект сделала лондонская Arup Group, но деньги на реализацию проекта дали правительства Китая, Гуандуна, Гонконга, Макао и консорциум банков во главе с Bank of China.
55-километровый мост с 6,7-километровым подводным тоннелем посередине позволяет за 45 минут (вместо четырех часов) добраться до гонконгского Диснейленда из китайского города Чжухай или из Макао, бывшей португальской колонии, а ныне еще одного специального административного района, известного во всем мире своими казино.
В Гонконге въезд на мост — и пропускной пункт — построили на искусственном острове. В городе, расположенном на 262 островах, вообще активно занимаются намывкой суши. За счет искусственных островов, к примеру, в ближайшие годы планируют расширять аэропорт, который уже принимает и отправляет 70 млн пассажиров в год.
Самый длинный в мире морской мост Гонконг–Чжухай–Макао
Первый капитальный ремонт конструкции, на которую ушло в 60 раз больше стали, чем на Эйфелеву башню, запланирован через 120 лет. И этот мост за $20 млрд — не единственный транспортный суперпроект, который сшивает Гонконг с Китаем.
За месяц до открытия движения по мосту, в сентябре 2018 года, заработала гонконгская часть скоростной железной дороги Гуанчжоу–Шэньчжэнь–Гонконг. 26-километровый отрезок пути, по которому поезда ходят со скоростью 200 км/ч, связал специальный административный район с 44 городами материкового Китая. И из них теперь можно добраться до Гонконга без пересадок. А путь из Шэньчжэня занимает всего 12 минут. Стоимость строительства только гонконгского участка превысила $1 млрд.
Чтобы турист начинал работать на гонконгский ВВП сразу по приезде, территорию вокруг вокзала постепенно превращают в новый культурный центр города. В 2019 году здесь откроется галерея искусства XX–XXI веков общей площадью 700 тыс. квадратных метров. Здание музея M+ спроектировано совместно швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron (ответственным, в частности, за мюнхенскую Альянц Арена) и британским Farrells (создавшим дизайн гонконгского вокзала, уже удостоенного премии World Architecture Festival Awards). Поблизости достраивается новое здание гонконгской оперы, первый этаж которой канадский архитектор гонконгского происхождения Бинг Том оставил практически без стен. Магазины, рестораны и парк рядом с вокзалом уже открыты.
Обеспеченные туристы из материкового Китая — очевидная причина строить удобную транспортную инфраструктуру. Но вкладываются в ее строительство китайские власти не только ради перекачки внутренних туристов. Транспортные суперпроекты — это часть инициативы «Один пояс и один путь». Выдвинутая властями КНР в начале 2010-х, она призвана расширить межконтинентальные торговые потоки между государствами на евразийских маршрутах. В том числе между Россией и Китаем.
В 2014 году инициатива была объявлена ключевым направлением внешнеполитического курса страны.
— Я искренне верю в то, что самобытность Гонконга является залогом его успеха. У нас есть всё необходимое для успешной интеграции в концепцию «Один пояс и один путь», а также развития туристического потенциала региона дельты реки Жемчужной, — сказала в декабре 2018 года на конференции International Tourism Convention исполнительный глава администрации специального административного района Гонконг Кэрри Лэм.
Скоростной поезд в Гонконге
Как отметил директор гонконгского Диснейленда Майкл Колглезьер (Michael A. Colglazier), открытие автомобильного моста, скоростной железной дороги, а также контрольно-пропускного пункта Хунг Юен Вай позволяет девяти городам в дельте реки превратиться в единую туристическую зону. Так когда-то удалось объединиться горнолыжным склонам, виноградникам, пляжам и голливудским достопримечательностям Калифорнии в единое целое в сознании иностранных туристов.
— Когда мы смотрим на карту дельты Жемчужной реки, мы видим руины собора Святого Павла в Макао, статую рыбачки в Чжухае, башни Дяолоу, пещеры Чжаоциня и многое другое. Но всё это пока что воспринимается туристами как отдельные направления. Наша задача — уместить всё это в один уникальный туристический опыт, — отметил Колглезьер.
Руины собора Святого Павла в Макао
О готовности развивать туризм вместе с Гонконгом и провинцией Гуандун сказал на конференции и секретарь по социальным вопросам и культуре специального административного района Макао Алексис Там. Однако именно Гонконг китайские власти выделяют в качестве локомотива развития туризма в регионе — о чем заявил министр культуры и туризма Китая Ю Цунь.
Вероятно, одной из причин этого является то, что Гонконг в этом году стал самым популярным городом мира у туристов по данным исследований организации Euromonitor International. Они посчитали, в какой город туристы приезжают первым при посещении страны и где проводят не меньше суток. Своим успехом Гонконг обязан не только тому, что это крупнейшая финансовая столица мира и город с самым крупным аэропортом в регионе. Но и необычному культурному наследию, балансирующему между Востоком и Западом.
Скачки на ипподроме в Гонконге
Город контрастов — затертое клише из туристических буклетов, но Гонконг именно такой. Краб в соевом соусе, гусь по-кантонски и чай с молоком — обязательная программа поездки в Гонконг.
Скачки на ипподроме, окруженном жилыми высотками, и пенсионеры, которые занимаются Тай Чи и Кунг Фу в городских парках. Простой рабочий квартал Sham Shui Po с многочисленными рынками и Диснейленд с аттракционами по мотивам Железного человека и Звездных войн. Никогда не затихающая ночная жизнь возможна в том числе благодаря одному из самых низких уровней преступности в мире. Достичь его удалось достичь после введения крайне суровых наказаний за правонарушения (например, до трех лет лишения свободы за вождение в алкогольном опьянении).
Туристы, причем не только китайские, но и международные, от слияния Гонконга с Китаем только выиграют. Возможность за пару часов добраться из аэропорта практически в любой китайский город существенно расширяет возможности туристов, приезжающих в один из самых дорогих городов мира на несколько дней.
Фото: Global Look Press/Frakes-Heald/ZUMAPRESS