Продажи в сегменте детского отдыха сохранили негативную динамику зимних месяцев. Опрос, туроператоров выявил отставание в спросе на летние лагеря на уровне 30-50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но эту оценку рано распространять на весь сезон, уверены эксперты. До начала летних каникул еще остается несколько недель, и количество заявок может подрасти.
Бронировать детский отдых родители в этом году начали гораздо позже обычного, примерно с апреля. Прежде уже к маю обычно было закрыто до 40% мест. Как образно выразилась руководитель департамента детского и молодежного туризма компании «Пирамида-тур» Ксения Казакова, сейчас продажи находятся на стадии подснежников, хотя вовсю уже должна цвести сирень. «Надеемся, что последние майские недели будут более активными, по крайней мере предпосылки такие есть», – подчеркнула она.
Г-жа Казакова пояснила, что пока заграницу чаще предпочитают индивидуалы, а организованные детские группы тяготеют к отдыху в России. Для тех, кто не собирается выезжать из страны, туроператор впервые предложил отечественный аналог известного турецкого лагеря «Банана Клаб» на базе оздоровительного комплекса «Смена» под Анапой. Меж тем делать прогноз по его загрузке в компании не спешат. По мнению Ксении Казаковой, основной проблемой российских лагерей остается невыгодное, по сравнению с заграничными аналогами, соотношение цены и качества, а также некомфортные для туроператоров условия сотрудничества с объектами размещения.
«Из-за финансового кризиса на первый план вышла экономия. Родители сокращают продолжительность отдыха детей либо меняют направления на более дешевые: Турцию на Болгарию, Болгарию на Крым», – рассуждает заместитель директора компании «Диал-тур» Ольга Кавырина. Но оснований записывать черноморское побережье России в безоговорочные лидеры предстоящего сезона, по ее словам, все же нет.
То же подтверждает менеджер по продажам компании «Ост-Вест» Лилия Мишина. Она пояснила, что выездные направления чувствуют себя чуть лучше внутренних по причине роста цен на отечественный продукт. По сравнению с прошлым годом путевки на юг России подорожали в среднем на 5 тыс. рублей. Таким образом стоимость отдельных зарубежных лагерей сейчас мало отличается от российских. Ранее мы уже приводили сравнение «детской» Болгарии и Краснодарского края. При курсе евро 57 рублей смена в лагере «Росица» на курорте Святой Константин и Елена стоит 48 тыс. рублей, аналогичная путевка в лагерь «Энергетик» в Анапе обойдется всего на 5 тыс. рублей дешевле. Наибольшим спросом, по словам г-жи Мишиной, пользуются российские лагеря «Орленок» и «Вита», турецкий «Банана Клаб», а также «Союз» в Словакии и «Сербика» в Болгарии.
Для экскурсионных автобусных детских туров летнее время скорее не сезон. «Конечно, есть заявки на июль, но их объем не идет ни в какое сравнение с докризисными показателями. Спрашивают в основном ближнюю Европу – Чехию, Венгрию и Румынию», – рассказал директор по туризму компании «Туртранс-Вояж» Роман Руденко.
Незамеченными для школьных программ прошли и майские праздники. По словам г-на Руденко, были только короткие экскурсионные выезды по России – в Санкт-Петербург и по Золотому кольцу. «Это не влияние кризиса, а скорее особенность первой декады мая, когда в чести семейный отдых», – заключил он.
В турфирме «Виадук тур» на майские праздники занимались в основном приемом региональных школьных групп в столице. Ребята из Уфы и Новокузнецка смотрели Москву и Золотое кольцо. «Со второй половины мая и в июне мы традиционно ждем на экскурсии московских школьников, которые таким образом отмечают окончание учебного года. Но, судя по спросу, в этом году большого наплыва не будет», – пояснила менеджер компании Елена Круглова.