Как рассказала старший научный сотрудник Павловска Ольга Баженова, такие приборы с подставкой из французского гриотового (вишневого) камня, декоративными деталями из бронзы были в моде на рубеже XIX-ХХ веков.
В частности, их изготавливала известная мастерская Карла Верфеля, которая была признана поставщиком императорского двора и много работала с владельцами Павловска. В архиве музея-заповедника хранится письмо великого князя Константина Константиновича к своему сыну Константину с просьбой пойти в магазин к Верфелю и приобрести в подарок письменный прибор из нескольких предметов, в том числе чернильницы, песочницы, канделябров.
В Павловск прибор поступил из музея Революции; с 1974 года музейный предмет экспонируется в Кабинете коллекционера на постоянно действующей выставке «Русский жилой интерьер конца XVIII — начала XX веков» на третьем этаже Павловского дворца. Письменному прибору давно требовалась реставрация, поскольку на колоннах были видны сколы, склейки (лишь одна из трех колонн была невредима), на подставке появилась трещина. По всей видимости, предмет пострадал еще в процессе эксплуатации либо в ходе дальнейших перемещений. По словам художника-реставратора Константина Стулова, в процессе разборки экспоната были обнаружены обрывки газеты за 1956 год. Видимо, тогда проходила первая реставрация. В ходе работ фрагменты камня, которые были в неудовлетворительном состоянии, заменили новыми из исторического материла. Художник-реставратор Владимир Балаков воссоздал утраченные ножки прибора, используя сохранившийся аналог — у подсвечника. Бронзу почистили, воссоздали исторический крепеж деталей.
После реставрации письменный прибор займет свое место на третьем этаже Павловского дворца.
Фото Pavlovskmuseum.ru