Необычный музей спрятался среди бесконечных торговых лавок Апраксина двора. Впрочем, найти его не так и сложно: большая вывеска «Старый Новый год» - под одной из аркад со стороны Садовой улицы, близ угла улицы Ломоносова. А чуть ниже: «Прехорошенькие фигурки для украшения. Подарки благонравным детям».
Устроители музея, который находится здесь с августа нынешнего года, к соседству с торговыми рядами относятся с юмором.
- Да, посетителей немного смущает наше расположение, но как только они попадают к нам, то сразу как будто отключаются от внешнего мира, - говорит один из организаторов музея Владислав Дмитриев. - У нас ведь особая жизнь - новогоднее настроение круглый год. Вы посмотрите на записи в нашей книге отзывов... А с соседями-торговцами мы живем мирно. К нам заглядывают и афганцы, и таджики, и армяне... Смотрят, интересуются. У всех ведь было детство.
По словам организаторов, это музей не только елочных игрушек и открыток, хотя они тут, безусловно, представлены.
- Мы рассказываем о том, как отмечали Новый год раньше - и сто лет назад, и пятьдесят, и тридцать... По отношению к сегодняшнему Новому году любой прежний - уже старый, - поясняет Владислав.
Есть тут игрушки, которые делали небольшими тиражами вручную в различных артелях страны. Карнавальные маски, изготовленные в Ленинграде в 1950-х годах по эскизам известного скульптора и художника Льва Разумовского.
Пригласительные билеты на пионерскую елку, футляры и упаковки для подарков, которые вручали детворе, поздравительные открытки с фронта... А еще в экспозиции много новогодних газет - и советских, и дореволюционных.
Прежде музей кочевал по городу, постоянного помещения у коллекции не было. Несколько лет назад экспонаты были выставлены даже в городском архивном комитете.
- Зато теперь люди находят нас в социальных сетях, пишут, звонят, договариваются, приезжают компаниями, семьями, даже целыми классами во главе с учителями. Из Кингисеппа к нам недавно приезжали: специально, говорят, выбрались... Музей у нас общественный, народный, так что за вход мы денег не берем, - объясняет Дмитриев.
По профессии он кровельщик, сам называет себя ремесленником. Поэтому отдельная экспозиция посвящена его любимой теме - кровельному железу. Какое оно имеет отношение к Новому году? Да самое непосредственное. Век назад из кровельной жести изготавливали специальные «жетоны», которые публика приобретала во время популярных в ту пору уличных благотворительных кружечных сборов. А потом многие использовали эти значки как елочные украшения.
- Новогодней темой я занимаюсь уже лет десять, - рассказывает Дмитриев. - Экспонаты начинал собирать на удельнинской барахолке. Потом - клуб филокартистов. Много раритетов находил на интернет-аукционах... А музей получился из коллекций пяти энтузиастов - таких же собирателей, как и я. Одному было бы не потянуть, впятером - вполне реально. Взяли в аренду помещение - 140 квадратных метров. Надеюсь, здесь мы надолго. Можно сказать, это наш «клуб по интересам»...
Очень любопытно наблюдать за посетителями, переступающими порог музея. Многие сразу же прилипают к витринам: «А у меня дома тоже есть такой Дед Мороз!».
- Наш музей - настоящая связь поколений, - подтверждает Владислав. - Вы думаете, это бабушка привела к нам ребенка? Да она на самом деле сама себя привела. Смотрит на новогодние открытки, вспоминает свое детство и то, о чем дома, наверное, рассказывает нечасто.
Посреди большого зала - длинный стол для мастер-классов, где дети вместе со взрослыми мастерят бумажные украшения на новогоднюю елку. Одни делают гирлянды, другие - флажки, третьи - снежинки. Причем в качестве инструкции используют книжку, изданную еще в 1937 году. А в ней - специальная глава: «Елочные самоделки». Именно такие игрушки мастерили дети в блокадном Ленинграде! Это к слову о связи поколений...
- А еще наш музей - миротворческий, - говорит Галина, помощница Владислава Дмитриева, приехавшая в Питер из Донецка. - Уже дважды на Новый год наши экспонаты в составе гуманитарного конвоя отправлялись на Донбасс. Как раз тогда, когда там был самый разгар военных действий...
В Донецке они стали частью выставки «Улыбка новогоднего чуда» в художественно-выставочном центре «Арт-Донбасс» - он работает практически всю войну, закрывался только на несколько месяцев, когда было особенно горячо. В Горловке их показывали в уникальном Музее миниатюрной книги.
- Наш музей вне политики, мы просто за мир, за радостных горловских детей, которые получили подарки от питерского Деда Мороза, - поясняет Галина. В гуманитарных акциях музея она принимала самое непосредственное участие. Кстати, через несколько месяцев собирается домой - в Донецк.