В РСТ назвали две модели развития отечественного турбизнеса. Разбираем их перспективы.
Неоднократно поднимаемый нами вопрос (https://t.me/stisibir/155) корректировки государственной политики в сфере туризма приобрёл новое звучание в обращении главы РСТ Ильи Уманского к экспертному совету профильного комитета Госдумы.
Темой обращения стала необходимость доработки в отраслевом законодательстве критериев, разграничивающих понятия «туроператор» и «агрегатор». Инициатива РСТ преследует цель пресечения фактической деятельности агрегаторов в качестве туроператоров либо их интеграции в парадигму «продуктового туризма» путём придания последним статуса туроператоров со всеми вытекающими из законодательства последствиями – в первую, очередь финансовое обеспечение туроператорской деятельности.
Не случайно в документе, опубликованном 19 апреля на сайт РСТ (https://rostourunion.ru/novosti/novosti-turizma/rst-zakon-dolzhen-chetko...), уточняется, что предлагаемое разделение понятий «агрегатор» и «туроператор» содержит в себе определенные риски с точки зрения защиты прав потребителей, добросовестности конкуренции».
По мнению главы юридической службы РСТ Николая Литаренко, в настоящее время в России параллельно существуют две модели ведения туристического бизнеса:
Первая – это туроператоры, которые формируют и реализуют турпродукт. Вторая – это компании, которые, прежде всего, ориентированы на самостоятельных туристов и предоставляют все виды туруслуг – перевозку, размещение, экскурсии и другие.
При этом в отраслевом законе под турпродуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, которые оказываются за общую цену. В таком случае агрегаторы, которые реализовали на своем сайте и перевозку, и размещение, судами, как правило, квалифицируются как туроператоры, а значит они должны быть в Едином федеральном реестре, должны быть застрахованы, иметь финансовые гарантии – это во внутреннем туризме. Если туризм выездной, агрегаторы должны вступить в ассоциацию «Турпомощь», оплатить взнос в резервный фонд и в фонд персональной ответственности и т.д».
✅ Параллельное существование двух моделей – условно: турпродукт и туруслуги - не может быть долгим. По мнению Николая Литаренко, «если мы не совсем правильно сформулируем деятельность агрегаторов (по сути, не ограничим их возможность продавать комплекс услуг - STI), то завтра все туроператоры одномоментно станут агрегаторами и не будут получать финансовое обеспечение».
Аналогичные е перспективы обозначены в обращении главы РСТ:
Отсутствие четких критериев в тексте законопроекта может спровоцировать туроператоров к переходу на менее обременительную с точки зрения финансовых затрат и обязательных требований деятельность агрегаторов туруслуг.
С этими тезисами нельзя не согласиться. Цифровизация и акцент на туризм, как индустрию впечатлений» будут способствовать взрывному росту числа самостоятельных путешественников. Поэтому уже сегодня параллельное существование двух моделей неизбежно ставит вопрос на перспективах участников рынка (ТО и ТА), ориентированных на продуктовый вариант. А вместе с ними - и на перспективах механизмов защиты прав туристов в соответствии с отраслевым законом, выстроенных под эту модель.
И в этом плане, скорее всего, бесполезными окажутся попытки входящих в РСТ туроператоров застолбить за собой часть организованного рынка, отдав на откуп агрегаторам растущий сегмент самостоятельных путешественников. Что, в свою очередь, станет окончательным приговором туррынку, базирующемуся на концепции турпродукта как комплекса услуг.
И, похоже, государство поняло это раньше туроператоров.
STI-туризм - подписаться (https://web.telegram.org/z/#-1608895804)
Фото mavink.com