В одном из отелей Таиланда умер турист из Северодвинска. Новость эту рассказала дочь соседей туриста, со слов родителей, что мужчина прилетел в Таиланд, а именно - на курорт Паттайя, накануне Нового года, 28 декабря, а улететь обратно должен был 10 января, но не улетел, потому что крепко запил.
Однако, как следует из ее сообщения, ни администрация отеля, ни турфирма не придали этому значения - вплоть до 15 января турист находился в номере, по свидетельству очевидцев, - без копейки денег, перестал есть, ни с кем не общался, а утром 15 января соседи нашли его в номере без признаков жизни...
Изначально история не вызвала доверия. Много вопросов. И самый главный - как отель разрешил туристу, у которого закончилась путевка, оставаться в номере еще пять дней?
Однако уже вечером по северодвинскому телевидению прошел сюжет, где рассказали, что эта история действительно произошла с 50-летним жителем Северодвинска Юрием Проходцевым. Утром 15 января его тело нашла семья из Перми, проживающая в соседнем номере. Они и забили тревогу. Все это время, пока он находился в номере, они старались хоть как-то ему помочь. Администрация же отеля и туроператор на помощь не пришли.
Вот что рассказал сосед Юрия Проходцева по отелю Сергей Дьяков в интервью северодвинскому телеканалу СТВ- Мы жили в соседних номерах. На вид - состоятельный, одет солидно. Но сильно выпивал. Буквально на моих глазах все происходило. Неоднократно я просил, чтобы ему вызвали врача, но каждый раз мне было отказано. Сколько было у меня с собой таблеток - я все ему отнес. Меня и жену спрашивали, сможет ли он сам выехать - у него заканчивалась путевка. На что мы ответили, что он, по всей видимости, нуждается в госпитализации. Накануне, 14 января, я снова принес ему лекарства, а утром прихожу - дверь мне открыла горничная, а он уже не подает признаков жизни. Приходил представитель тайской администрации, взял его загранпаспорт, говорит - мол, свяжусь с консульством. Я возмутился - с каким консульством? Его в больницу надо! На что мне ответили, что в больницу его отвезти нельзя - якобы на похмельный синдром страховка не распространяется. Насколько я понял, за границу его отправлял туроператор TUI.
Мы зашли на сайт туроператора. «Европейский лидер в туризме» - так он себя обозначил. В разделе «Преимущества» значатся в том числе «европейские стандарты сервиса». Вот только узнать, входит ли в эти «стандарты» помощь больному, пусть и по своей вине, человеку, нам так и не удалось. Произошедшее с Юрием Проходцевым в компании не прокомментировали.
Тем не менее вполне может быть, что именно эти «европейские стандарты сервиса» и сыграли в истории с северодвинским туристом роковую роль. Дело в том, что, как нам пояснил председатель правления архангельской региональной туристской ассоциации Александр Белецкий, TUI - крупнейший мировой туроператор, а у таких, как сказал Александр Викторович, «более жесткие правила игры».
- Если бы оператор был российский - возможно, такого бы не произошло. Наши, еще по старинке, следят за туристами, за их поведением. У международных все иначе: турист сел в самолет, заселился в отель, отдохнул, улетел обратно, и все под свою ответственность, - объясняет Белецкий. - В данном случае турист был застрахован, но, поскольку вовремя не выехал, страховка кончилась. Уверяю вас, если бы ему сделалось плохо до 10 января, ему бы помогли - будь то похмельный синдром... Действительно, как правило, проблемы здоровья, связанные с чрезмерным употреблением алкоголя, не покрываются страховкой, но очень часто на это закрывают глаза и помощь оказывается. А тут, видимо, произошло так, что турист решил самостоятельно продлить свой отдых. Это его право, но туроператор ответственности уже не несет. В нашей практике были подобные случаи, правда, к счастью, без летальных исходов. В таких «сладких» странах, как Таиланд, Гоа, люди подсаживаются на алкоголь, наркотики и не выезжают вовремя. Доходит до того, что родственники к нам обращаются, просят вернуть родных в Россию.
- Но как случилось, что человек оставался в отеле и никто не хватился, что ему пора выселяться?
- Человек может остаться, но в этом случае у него наступают обычные отношения с отелем. Заплатил - живешь. Путевка не продлевается, страховка тоже. И дело в том, что большинство подобных отелей деньги за проживание вперед не берут, клиенты расплачиваются во время выезда. А тут уже и брать было не с кого... И были, опять же, случаи, что пропивались деньги настолько, что и за отель уже нечем было платить, но находились родственники, друзья...
А вообще - у нас же огромное количество случаев, когда люди после запоев умирают у себя дома, но никто же не винит домоуправление. Почему же здесь все пытаются списать на туроператора и отель?..