В субботу в нашем городе открывается 13-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее».
На сей раз он будет проводиться только в пяти музеях, расположенных на Васильевском острове. Накануне наш корреспондент Вадим МИХАЙЛОВ встретился с его организаторами.
Елена КОЛОВСКАЯ, директор фонда «Про Арте»
– В этом году фестиваль пройдет в новом формате. Почему потребовались изменения?
– Напомню, что фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» существует 15 лет. Это достаточно долгий срок – и, конечно, мы чувствовали, что нужны новые идеи. Два года назад мы пригласили на фестиваль внешних экспертов – Алису Прудникову, руководителя Уральского филиала Государственного центра современного искусства, и Туллу Аркио, основателя и первого директора музея «Киасма» в Хельсинки. Мы вместе ездили по выставкам, а потом обсуждали разные идеи.
– И пришли к выводу, что формат надо менять?
– Проекты отбирались для фестиваля через открытый конкурс, на который мы получали сотни заявок. Основной критерий отбора – проект должен вписываться в музейный контекст, иметь диалог с музеем.
– Вы приглашали известных художников?
– У этого фестиваля очень скромный бюджет. Мы не можем позволить себе пригласить только суперзвезд. Впрочем, и амбиций таких с самого начала не было. Наша главная амбиция – быть хорошим городским фестивалем для горожан.
На мой взгляд, мы успешно выполняли эту задачу, но нам захотелось поднять фестиваль на другой содержательный уровень, добавить профессиональной кураторской мысли. Стало понятно, что нужна общая идея, которая объединила бы весь фестиваль в один цельный проект – требовался куратор-объединитель.
– Почему вы сузили географию фестиваля до Васильевского острова?
– Организационно нам стало очень сложно делать фестиваль в масштабах всего города. 15 лет назад поездки между музеями занимали минуты, теперь на это может потребоваться полдня. Нам хотелось сделать фестиваль более удобным для зрителей – и более сфокусированным для профессионального сообщества, потому что каждый район имеет свой характер. Музеи Васильевского острова преимущественно академические и научные – Академии наук, Академии художеств либо научно-исследовательские музеи. Следующий фестиваль мы думаем провести на Петроградской стороне.
– Что сохранилось от прежних фестивалей?
– Главная идея – мы приводим современное искусство в музейный контекст. По-прежнему первые два дня музеи, участвующие в фестивале, работают бесплатно, и мы сохранили бесплатные автобусы в первый день, разработали велосипедный и пешеходный маршруты.
– Что появится впервые?
– В дни открытия фестиваля, 26 – 27 сентября, арт-модераторы, работавшие в прошлом году на «Манифесте 10», будут трудиться на фестивальных площадках, проводя экскурсии и отвечая на все вопросы. Мы разработали аудиогид по фестивалю, а также придумали детский музейный квест под названием «Ученые и художники».
Алиса ПРУДНИКОВА, куратор фестиваля
– Обычно кураторы больших биеннале отбирают художников по своему усмотрению. Вы поступили так же?
– Все было сложнее. Нескольких художников, в частности Саймона Фудживару и Агнес Майер-Брандис, я пригласила специально.
Но одновременно мы разослали приглашения российским художникам: «у вас есть возможность поучаствовать в нашем фестивале: вот бюджет, вот возможные площадки», а дальше мы смотрели предложенные проекты.
На Васильевском острове находится 29 музеев, физически готовы были нас принять 16, потом шел отбор, чтобы совпали идеи и желания художников и возможности музеев. В итоге основных проектов и музеев осталось 5.
– Тема фестиваля «Гиперлокал. Большие открытия». В чем ее смысл?
– Гиперлокал – это попытка дойти до микроуровня, найти один парадоксальный элемент, являющийся символическим центром в музейном пространстве. Это обычно какая-то странная деталь, которая остается в памяти. Для художника это может быть определенная точка отсчета для внутреннего исследования. Также это, конечно, романтическая идея, что большие процессы и глобальные изменения начинаются с малого локального действия.
Для этого фестиваля предметом исследований и поисков стал Васильевский остров. Хотелось расширить общую рамку проекта, «выпустить» его из внутреннего музейного пространства на улицу. Это не получилось сделать буквально, но мы пригласили на практику студентов, которые делают свой проект параллельно с художником и изучают мнения музейных сотрудников, зрителей и прохожих на улице.
– Один-два примера?
– Маша Годованная сделала исследование про женщин-художниц, выпускниц и преподавателей Академии художеств по факультету живописи за все время существования. Получилось буквально академическое исследование ситуации. Владимир Селезнев из Екатеринбурга сделал проект, на который его вдохновил опыт участия в фестивале как художника. Ему было интересно разговаривать с музейными смотрителями и узнавать их мнение об искусстве. И он сделал работу по итогам этих интервью: что бы они показали зрителю, будь они художниками. Эта работа войдет в параллельную программу фестиваля – я немного расширила его структуру. Мне нравится, что в одном пространстве мы сможем столкнуть столь разные точки зрения и на музей, и на искусство в целом, и общий «пазл» сложить в едином пространстве.
– Общая выставка всех участников фестиваля состоится в творческом кластере «Арт-муза» на 13-й линии?
– Да, мне показалось, что должна быть «точка сборки» – оттуда зритель может начинать смотреть все проекты. Или та точка, где он может завершить осмотр фестиваля и сложить единую картину. Художникам, конечно, прибавилось работы. Они должны сделать выставку в своем музее и ее реплику, или, если хотите, «ключ» к ней. Но я уверена, результат будет стоить того!