Важным для Санкт-Петербурга событием назвал совместное заседание Комиссии по водному туризму СЗРО РСТ и Секции по морскому и речному туризму Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС) Евгений Зубарев.
По мнению эксперта, такие встречи – не просто времяпрепровождение «прозаседавшихся»: чем чаще ставятся болезненные вопросы, касающиеся экскурсионных перевозок по рекам и каналам Санкт-Петербурга, тем быстрее в конечном счете найдутся на них ответы. Евгений Зубарев напомнил, что АВПС объединяет 19 судоходных компаний, занимающихся водными экскурсиями по Северной столице, общим парком 196 судов. На долю членов Ассоциации приходится 95-97% соответствующих перевозок, что в среднем составляет 1,5 млн. пассажиров ежегодно. Итоги навигации 2012 г. для экскурсионного флота Петербурга сложно назвать удачными – объем перевозки снизился на 6,8% (до 1 млн. 502 тыс. туристов) по сравнению с предыдущим годом. Тому есть несколько причин. Первая из них – все ещё преследующий туристские суда призрак теплохода «Булгария».
После прошлогодней катастрофы Российский Речной Регистр принял решение проверить безопасность всех судов, находящихся на его учете, причем за средства судовладельцев. Решение о том, соответствует ли судно стандартам безопасности, принималось по каждому отдельному случаю в главном управлении организации в Москве, из-за чего навигация в Санкт-Петербурге началась на две недели позже, чем планировалось. Это не могло не сказаться на количестве перевезенных пассажиров. В навигацию 2012 г. к последствиям «Булгарии» добавилось и эхо инцидента с «Росси» - прогулочным судном, столкнувшимся в одну из ночей на Неве с сухогрузом. Следствием аварии стало предложение АВПС запретить ночные прогулки по Неве во время разводки мостов – с 1.30 до 5.00, но так, чтобы у туристов оставалась возможность полчаса с воды полюбоваться на разведенный Дворцовый мост.
В настоящее время инициатива находится на рассмотрении федеральных регулирующих органов. Одним из главных препятствий для развития бизнеса перевозчики по рекам и каналам Петербурга назвали слишком высокую арендную плату за причальные комплексы – в 2012 г. она возросла на 10-20%. Уже сейчас, по оценкам экспертов, содержание одного такого комплекса может обходиться судовладельцу в сумму до 21 млн. рублей в год. По подсчетам генерального директора компании «Русские круизы» Андрея Терехова, в будущем году расходы вырастут ещё на 5-7 млн. руб. Компенсировать их можно либо повышением цен на билеты, либо снижением платы за аренду причальных комплексов и упрощением тендерной процедуры на право их использования. Без поддержки Администрации Санкт-Петербурга эти меры реализовать нельзя. Однако если власти услышат запрос судоходных компаний, те готовы продемонстрировать социальную ответственность и удержать цены на уровне 2012 г.
Евгений Зубарев озвучил и ещё одно заветное чаяние судовладельцев – сокращение числа проверяющих организаций. Сейчас, по нормативным документам, их 30, только в этом году количество проверяющих структур увеличилось на две. По мнению профессионалов турбизнеса, многие из них дублируют функции друг друга, и для обеспечения безопасности перевозок достаточно половины от существующего сегодня количества «контролеров». «Кроме бюрократов, у компаний, занимающихся экскурсиями по рекам и каналам, ещё две беды – старые пароходы и плохие судоводители», - включился в дискуссию начальник Управления водного транспорта Агентства внешнего транспорта Владимир Родионов. Он согласился с доводами перевозчиков, но отметил, что те также могли бы пойти навстречу – например, в соответствии с распоряжением городского правительства №13-рп предоставить необходимые данные для разработки Схемы мест размещения плавательных средств на акваториях водных объектов, расположенных в пределах границ Санкт- Петербурга. Пока «водники» этого не сделали.
«Не только в сегменте морских круизов, но и на реках и каналах Санкт-Петербурга также существуют «пираты», ведущие свой бизнес незаконно. Администрация на это внимания не обращает. Возникает ощущение, что город бросил судовладельцев как слепых котят», - добавил генеральный директор «Астра Марин» Андрей Кузнецов. Владимир Родионов парировал, что власти стараются не сидеть сложа руки: для задержанных «пиратских» судов была в навигацию 2011 г. открыта спецстоянка. Ещё один удачный пример сотрудничества – выработка механизма, позволившего «метеорам» и круизным лайнерам расходиться на фарватере. «Петербург – совершенно уникальный по количеству и качеству экскурсионных водных перевозок город. Только в пригороды курсирует 30 теплоходов-«метеоров», востребованы 15 различных тематических экскурсий. За год члены Ассоциации перевезли бесплатно свыше 60 тыс. человек, относящихся к социально уязвимым категориям населения», - заметил Евгений Зубарев. Эксперт уверен: перевозки по рекам и каналам очень важны для туристского имиджа города, и властям всех уровней стоит активнее их поддерживать.