Судя по итогам общего собрания членов Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ), руководство организации намерено продолжать работу по тем направлениям, где СЗРО РСТ уже зарекомендовало себя в качестве одного из основных «агентов перемен».
Собрание открыл вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, в течение 15 лет возглавлявший Северо-Западное отделение Союза, а этим летом назначенный на должность директора Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры РФ. «Никто ни с кем не прощается. Прежде всего, став госслужащим, я получил от своего непосредственного руководства добро на первостепенное решение задач, которыми занимался и в СЗРО РСТ. Также сохранится и преемственность деятельности Союза на Северо-Запада: Исполнительную дирекцию возглавила Татьяна Гаврилова (экс-исполнительный директор СЗРО РСТ), председателем Правления остается Леонид Флит».
По словам Сергея Корнеева, Российский союз туриндустрии в некоторой степени можно назвать Ассоциацией ассоциаций – в Союз входят более 30 общественных объединений в сфере туризма. На Северо-Западе это, в частности, Ассоциации: участников круизного рынка; владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга; предприятий индустрии туризма Калининградской области; курортов Северо-Запада, и другие. Действуя совместно, Исполнительная дирекция, Правление и ассоциации-партнеры СЗРО РСТ на высоком уровне продолжат носящую конкретный характер работу по защите интересов турбизнеса и развитию туризма в регионе.
«Приглашение в органы государственной власти – это всегда вызов для общественного деятеля. И если Союз такие вызовы не принимает – в чем тогда вообще смысл его деятельности?» - поддержал коллегу президент РСТ, председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько. Российский союз туриндустрии, по его мнению, никогда не позиционировал себя как провластную или, напротив, оппозиционную структуру и при этом оставался всегда демократической организацией, открытой для дискуссий. «Сложившийся кадровый тренд нужно активно использовать. Но при этом работа функционеров РСТ в тех или иных госорганах не должна влиять на позицию Союза как общественного объединения», - заметил Сергей Шпилько. Он выразил надежду, что к следующему съезду РСТ его члены смогут подготовить перспективную программу реформирования организации, в том числе и в кадровом отношении.
От вопросов организационных плавно перешли к юридическим. Неудивительно, учитывая объем нововведений, появившихся в отраслевом законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Сергей Корнеев призвал всех внимательно ознакомиться с профильным законом: до октября будет продолжаться процесс создания условий для его реализации, доработки подзаконных актов, и инициативы членов Союза были бы здесь очень кстати. «Вообще же в рамках компетенций Минкультуры идет в настоящее время разработка 8-ми нормативных актов, касающихся туриндустрии. Они касаются упрощения миграционных формальностей, изменения порядка въезда/выезда из страны, регламентации деятельности малых отелей. Надеюсь, что фирмы-члены СЗРО РСТ будут выдвигать свои предложения, конструктивно критиковать проекты этих документов, чтобы интересы бизнеса не были ущемлены», - добавил чиновник.
О становлении объединения туроператоров под рабочим названием «Ростурпомощь» рассказал председатель Правовой комиссии Российского союза туриндустрии, зампред московского Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Георгий Мохов. Он сообщил, что после нескольких встреч рабочей группы и учредителей устав организации практически согласован и в течение нескольких дней должен отправиться на регистрацию в Министерство юстиции. «Нашей главной задачей стало не допустить превращения «Ростурпомощи» в псевдо-саморегулируемую организацию. Её основной функцией останется оказание экстренной помощи туристам за рубежом», - подчеркнул главный юрист Союза. А Сергей Шпилько добавил, что именно благодаря участию РСТ в разработке поправок в отраслевой закон входить в «Ростурпомощь» (и отчислять соответствующие взносы) не обязаны туроператоры в сфере внутреннего и въездного туризма.
Опасения ряда туристских фирм выразила директор Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области Тамара Торопова. По её словам, многие фирмы региона, работающие с сопредельными государствами Евросоюза, предлагают турпакеты с достаточно невысокой стоимостью – в среднем 200 евро. При невысоком доходе они в соответствии с законодательством будут теперь обременены и взносами в «Ростурпомощь», и необходимостью получения фингарантий. По мнению Тамары Тороповой, необходимо бороться за избавление от одной из этих «повинностей», иначе прибыльность небольших турфирм будет стремиться к нулю.
В рамках заседания отчитались о своей деятельности руководители самых активных комиссий Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. Так, председатель Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ Леонид Флит отметил, что за 10 лет своего существования этот орган добился решения многих глобальных вопросов отрасли. «Именно на заседаниях нашей Комиссии впервые была озвучена инициатива о введении 72-часового безвизового режима для паромных и круизных туристов, которая затем через Правительство Санкт-Петербурга дошла и до федерального уровня, - напомнил он. – Большая заслуга КВТ – в снижении размеров финансовых гарантий для фирм, специализирующихся на въездном туризме». За прошедшие годы в состав Комиссии вошли крупнейшие гостиницы и музеи города, отраслевые ассоциации.
Леонид Флит отметил, что до сих пор самым востребованным среди иностранцев турпродуктом является связка «Санкт-Петербург – Москва» и в связи с этим предложил объединить работу московской и петербургской Комиссий по въездному туризму РСТ (вторая, кстати, работает намного активнее первой, что признал и сам президент РСТ Сергей Шпилько). «Мы часто занимаемся решением схожих или одних и тех же вопросов. Препятствия лучше преодолевать совместными усилиями», - сказал он.
«Вопросы организации детского отдыха решаются сегодня очень тяжело», - заметил в своем выступлении руководитель Комиссии по детскому и молодежному туризму и отдыху СЗРО РСТ Игорь Мазулов. Сфера чрезмерно зарегулирована (это, в первую очередь, касается перевозок детей железнодорожным и автобусным транспортом), и уже несколько лет турфирмы фиксируют значительное падение объемов продаж.
Тем не менее, за два года деятельности Комиссия успела добиться существенных результатов. Её члены добились приоритетного права заключения договоров на обслуживание детских групп с некоторыми городскими музеями. Благодаря сотрудничеству с московскими коллегами удалось добиться от МВД официального подтверждения того, что Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом не обязательны для исполнения. А по поводу деятельности компании «РЖД-тур», которая стремится контролировать, в том числе, и перевозку по железной дороге организованных детских групп, направлен запрос в Федеральную антимонопольную службу.
«Детский туризм не может обойтись без юридической поддержки. Кроме того, необходимы грамотные педагоги, которые разбираются в механизме организации детских и юношеских турпоездок. Таких специалистов можно было бы готовить совместно с педагогическими вузами, и Комиссия в этом направлении также продолжит искать варианты сотрудничества», - заметил Игорь Мазулов.
О новых веяниях в законодательстве рассказал и Сергей Акуленко, председатель самой молодой из комиссий СЗРО РСТ – Комиссии по водному туризму. Директор СЗРО РСТТатьяна Гаврилова отметила, что в этой сфере туризма на повестке дня – планируемый запрет на ночные прогулки по Неве для маломерных судов. Как сделать так, чтобы забота о безопасности не сказалась губительно на финансовых показателях компаний – вопрос не из легких.
О создании нового отделения Союза – Балтийского – рассказала его председатель Илона Ансоне. В его состав будут входить предприятия туриндустрии стран Балтии и Северной Европы, заинтересованные в развитии деловых связей с российским турбизнесом. Первым совместным проектом Балтийского и Северо-Западного отделений станет инфо-тур для профессионалов туризма «Рига+», в рамках которого можно будет познакомиться не только с новыми туристическими предложениями латвийской столицы, но и с достижениями зарубежных коллег на ниве сельского и экологического туризма.
Тему взаимодействия со странами Балтии затронул в узком аспекте и заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Росграницы Константин Калниньш. Он рассказал о ходе эксперимента по внедрению электронной очереди при пересечении российско-эстонской границы на МАПП «Куничина гора». Федеральное агентство расценивает опыт как позитивный. «На 30 августа 2012 г. по электронному бронированию через границу прошло 1514 единиц легкового автотранспорта, 864 грузовых машины и 18 автобусов», - сообщил представитель ведомства.
По словам Константина Калниньша, примерно 50% проходящего через пропускной пункт транспорта становится в «живую очередь», вторая половина – в электронную. В ближайшее время планируется запуск эксперимента на МАПП «Шумилкино» и «Ивангород».
Замруководителя СЗТУ Росграницы отметил, что рейсовые автобусы идут по расписанию и потому не могут занимать электронную очередь наравне с туристическими, что, безусловно, позитивно для турбизнеса. Однако на предложение Татьяны Гавриловой упростить требования для бронирования очереди турфирмами (в электронной заявке нужно указать имя и паспортные данные водителя, тогда как в турфирме иногда за сутки все ещё неизвестно, кто из водителей окажется за рулем конкретного автобуса) Константин Калниньш ответил, что его ведомство считает существующие нормы вполне разумными.
Завершилось собрание презентациями новых проектов от членов РСТ. Директор ЗАО «Санкт-Петербург Экспресс» Людмила Иванова рассказала о программах «Профессиональный посетитель» и «Остановка в Санкт-Петербурге», а Виктор Куртышев – о совместном с компанией «Балтик Трэвел Компани» начинании «Сити Тур Пасс».
Руководители фирм-членов Северо-Западного отделения РСТ покидали заседание с чувством уверенности: несмотря на ветер перемен, штурвал «корабля» регионального отделения Союза по-прежнему в надежных руках. Задача текущего момента – совместными усилиями определить курс, которому организация будет следовать в ближайшие несколько лет.