Тадаси Кавамата покажет в ГМИИ им. А.С. Пушкина site-specific инсталляцию "На птичьих правах".
Тадаси Кавамата. На птичьих правах / Para-site Project
Даты проведения: 25 августа — 28 октября 2018
Куратор: Александра Данилова, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина
ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» представляет первую в России site-specific инсталляцию современного японского художника Тадаcи Каваматы «На птичьих правах / Para-site Project». Используя обнаруженные при разборе старых зданий Музейного квартала материалы, Тадаcи Кавамата создаст в пространстве постоянной экспозиции и в кабинете директора инсталляции, напоминающие гнезда. Все эти объекты будут сделаны специально для Пушкинского музея.
Тадаcи Кавамата — японский художник, получивший признание во всем мире как мастер пространственных инсталляций. Его инсталляции, чаще всего сделанные из природных материалов или старых предметов, тонко вписываются в городской ландшафт. Творчество Тадаси Каваматы отражает весь комплекс проблем, связанных
Тадаси Кавамата — тонкий наблюдатель, продолжающий многовековую традицию японского искусства с его принципом гармонии с окружающим миром, приятия и невмешательства в его порядок. «Мне нравится создавать новое, ничего по сути не меняя. Мое искусство — это искусство аранжировки», — признается Тадаси Кавамата. Главной темой его творчества становится связь между прошлым и настоящим, между культурами Запада и Востока. Его работы также затрагивают тему урбанизма, отражая сложный социальный контекст и многоплановость человеческих отношений в современном мире.
Специально для Пушкинского музея художник создаст site-specific инсталляцию «На птичьих правах / Para-site Project», которая будет включать в себя несколько
объектов в залах постоянной экспозиции и в кабинете директора. Большие и маленькие гнезда, выполненные из материалов, обнаруженных при разборе старых зданий Музейного квартала, словно воплощают главную мысль художника о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Сам художник нередко подчеркивает, что его произведения не имеют ни начала, ни конца, поскольку имитируют не столько природные формы, сколько органические процессы. И московская инсталляция отчасти о том, как старые музейные стулья, уже ненужный паркет, упаковочные ящики, хранившиеся в здании бывшей усадьбы Голицыных, прямо на наших глазах обретают новую жизнь, жизнь в искусстве ХХI века.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Несмотря на то, что Кавамата давно живет на Западе, он настоящий японский художник с тонким пониманием гармонии и трепетным уважением к существующему в мире порядку. Кавамата не любит работать с новыми, “неживыми” материалами. Для него важно “вплетение” в историю места. Именно поэтому для своего проекта в Пушкинском музее он собирает старые доски из бывшего Института философии, который до этого был частью усадьбы Голицыных, и таким образом соприкасается с историей старой Москвы».
Александра Данилова, куратор выставки: «Творческое кредо Тадаси Каваматы очень точно соответствует двойственности, заложенной в названии данной выставки. Его искусство удивительно многопланово, многозначно и органично одновременно. Оно отражает весь комплекс проблем, связанных с взаимоотношениями человека и окружающего его пространства. Заимствуя созданные природой и человеком формы
— гнезда, скворечники, хижины — художник воплощает свои идеи в объектах, предназначенных для неторопливого созерцания окружающей действительности».
Тадаcи Кавамата родился в 1953 году в городе Микаса на острове Хоккайдо (Япония). В 1972-м окончил Высшую школу Хигаши (Хоккайдо). В 1984-м в Токийском университете получил степень доктора. Тадаcи Кавамата преподавал в Токийском университете изящных искусств с 1999 по 2005 год, в данный момент является профессором Национальной школы изящных искусств в Париже. Живет и работает в Париже и Токио.
(2015).
Один из самых известных проектов Каваматы — инсталляция на Вандомской площади
серия работ носит название «Tree Huts», что означает «Хижина на дереве», подобные же хижины художник соорудил на деревьях в парке Мэдисон-сквер в Нью-Йорке (2008). В 2012-м в рамках ярмарки «Abu Dhabi Art» Кавамата создал инсталляцию «Chairs for Abu Dhabi» («Стулья для Абу-Даби») из старых стульев, кресел и скамеек
Александра Данилова — искусствовед, куратор, преподаватель истории современного искусства, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы
Направление «Пушкинский XXI»
Миссия «Пушкинского XXI» заключается в демонстрации великих достижений мировой художественной культуры, в сочетании классического искусства и современного. «Пушкинский XXI» — это инновационное направление, где вступают в диалог все формы современного искусства — от живописи и скульптуры до виртуальной реальности и видео-арта.
В рамках направления формируется первая в России коллекция медиаискусства. В собрание войдут произведения, созданные на основе коллекции музея, site-specific проекты и работы, осмысливающие классическое искусство, используя для этого новейшие технологии. Среди первых приобретений — видеоинсталляции Йонаса Мекаса (США) и Гари Хилла (США), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).
Фото Style.vesti.ru