Российский бизнес одной из крупнейших туристических компаний – британской Thomas Cook – за полугодие (завершилось 31 марта 2012 года) создал операционный убыток в размере 10,5 млн фунтов стерлингов, говорится в пресс-релизе компании (полный финансовый отчет будет опубликован на сайте Thomas Cook позже). На результаты российского бизнеса повлияла политическая нестабильность в Египте, поясняли в Thomas Cook. Россия стала не самым убыточным регионом для ТО – хуже всего дела шли в самой Великобритании: на нее пришлось 173,6 млн фунтов операционного убытка. Единственный регион, где компания получила прибыль, – страны Северной Европы: прибавка составила 25 млн фунтов за полгода. Совокупный же операционный убыток компании составил 262,7 млн фунтов (165,8 млн за тот же период 2011 года).
Чтобы выйти из кризиса, ТО распродает иностранные активы, в частности 17 самолетов. Кроме того, компания рассматривает возможность продажи всего индийского подразделения.
При этом, несмотря на «разочаровывающий» бизнес в России, ТО сохраняет оптимизм. В компании надеются на рост заказов в летний сезон, а также на развитие въездного туризма, в частности на «продажи» сочинской олимпиады и чемпионата мира по футболу.
Генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев выразил уверенность, что если «все крупные российские туроператоры опубликуют свои финансовые показатели прошедшего зимнего сезона, наш результат окажется одним из лучших». Причина убытков – «существенное проседание двух основных зимних массовых направлений – Египта (падение спроса на 35–40%) и Таиланда (наводнение в Бангкоке, фактически подкосившие продажи этого региона в начале сезона)». Кроме того, негативное влияние оказали: существенный переизбыток перевозки на дальнемагистральных туристических направлениях, попытки ряда игроков рынка удержать объемы зимних программ за счет тотального демпинга и др.
Чуть раньше об убытках emerging markets сообщил основной российский конкурент Thomas Cook TUI Travel.
По мнению независимого эксперта Эдуарда Кузнецова, причина убыточности иностранных компаний в том, что: «Во-первых, слишком высоки операционные расходы, к которым в том числе относится заработная плата, коммунальные и арендные платежи. Во-вторых, иностранцы априори платят все налоги, для них не существует понятия «серая» бухгалтерия, также из-за оборотов им невозможно работать, используя УСН». Как объяснил г-н Кузнецов, публикация финансовой отчетности имеет большое значение для отрасли: «Это своего рода барометр рынка. Можно брать цифры иностранцев, отнимать от них процентов 30–40 – то есть операционные убытки, которые наши турфирмы технично скрывают, и видеть реальную ситуацию в отечественном турбизнесе».